Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие
неприятности
февраль 2002
Эта бессмертная мужская фраза
принадлежит двум писателям, двум гениальным
насмешникам и философам - Илье Ильфу и Евгению Петрову.
Она (фраза) социально остра и глубоко мудра, так
как все, что в той или иной мере случается в этой
жизни, подвержено старению и со всем этим в нашей
стране действительно могут произойти многие
неприятности. Веселые провидцы даже
предположить не могли, насколько собственное
высказывание коснется непосредственно их самих.
Речь идет не о романах "12 стульев"
и "Золотой
теленок" - эти великие рукописи остаются
вневременными шедеврами, а об их переложении на
язык кино.
Попыток экранизации романов Ильфа и
Петрова было немного, но и не мало. Имена маститых
режиссеров: Михаила
Швейцера, Леонида
Гайдая, Марка
Захарова - сами являются украшением
отечественного кинематографа и не удивительно,
что их объединило желание экранизировать
бестселлер всех советских времен и народов. |
|
Илья Ильф, Евгений Петров, "12 стульев" |
Тонкий, интеллигентный Михаил
Швейцер пригласил на роль Остапа Бендера
тогдашнего любимца ленинградской театральной
публики Сергея
Юрского. Удивителен для всех был самый
первый, а потому самый запомнившийся экранный
Остап. Юрский с наслаждением импровизировал,
буквально купаясь в тексте романа, но все-таки
звездой фильма Михаила Швейцера "Золотой теленок"
стал Зиновий
Гердт в роли Паниковского. "Этот
драгоценный зуб, эти кальсонные тесемочки, эта
волосатая грудь под галстуком", - таким
Паниковский описан в романе, таким же он предстал
перед миллионами зрителями - остроумный, наглый,
жалкий, незабываемый Михаил Самуэлевич
Паниковский - Зиновий Гердт. Шура Балаганов в
исполнении Леонида
Куравлева был не меру пассивен, в романе этот
партнер великого комбинатора, туповатый, но
предприимчивый, описан более яркой фигурой.
Интересен был Евгений
Евстигнеев в роли подпольного миллионера
Корейко. В картине много актерских удач, она до
сих смотрится с удовольствием, но время ее
создания ушло в прошлое вместе с советской
эпохой. Урезанный цензурой, донельзя
выхолощенный и подретушированный тогдашним
номенклатурным начальством, фильм робко
передает лишь малую толику того, что читатели с
упоением называют "Золотым теленком". Как
можно было тогда, в годы соц. реализма произнести
с экрана такой, например, текст: "Во
всех областях человеческой деятельности
предложение труда и спрос на него регулируются
специальными органами" или "Разве
это жизнь? Нет никакого простора
индивидуальности. Все одно и то же, пятилетка в
четыре года, пятилетка в три года". Не было
надежды кинозрителям услышать и такое: "Он умело и выгодно использовал взаимный
и всесторонний обман, который как-то незаметно
прижился и почему-то носил название общественной
нагрузки" или "школа
профучебы все время перестраивалась, что, как
известно, обозначает полную бездеятельность".
В советские времена за подобные высказывания
следовало неукоснительное партийное наказание,
а фильму грозила пыльная пустота, но никак не
прокат и популярность. |
|
"Золотой
теленок" |
Снятая Леонидом Гайдаем картина "12 стульев"
официально значилась комедией, а потому, в ней
разрешалось слегка хохмить, а если что-то героям
фильма и высмеивать, то только друг друга. Роль
Остапа Бендера в ней сыграл Арчил Гомиашвили,
Кису Воробьянинова - старейший советский
комический актер Сергей
Филиппов, отца Федора - Михаил Пуговкин.
Картина снята в жанре музыкальной комедии, в ней
много динамики, но еще меньше Ильфа и Петрова.
Актеры в картине Гайдая браво произносят смешные
репризы, Гомиашвили прекрасно двигается,
старенький Филиппов по привычке старается быть,
прежде всего, клоуном, но в фильме совсем нет,
например, такого ощущения, что: "Ипполит
Матвеич постепенно становился подхалимом. Когда
он смотрел на Остапа, глаза его приобретали
жандармский оттенок" или "Жизнь
весны кончилась - в люди ее не пускали". И
все-таки режиссер снял картину по любимейшему
народом произведению, его смотрят до сих пор, а
исполнитель главной роли сделал на имени своего
кино героя вполне реальный капитал и смело ушел в
бизнес, где счастливо обитает до сих пор. |
|
"Двенадцать
стульев (реж. Л.Гайдай)" |
Талантливый Марк Захаров
также снял фильм по роману "12 стульев", где
в роли Остапа снялся актер театра и кино Андрей Миронов,
Воробьянинова сыграл его коллега по театру
Сатиры Анатолий
Папанов, отца Федора - Ролан Быков. В
картине много музыки и прекрасных танцевальных
номеров. Пластичный и легкий Андрей Миронов
хорош сам по себе, в картине он умопомрачительно
опереточен, чем еще меньше похож на Остапа
Бенедера. Вполне ощутима любовь режиссера к
роману, тем не менее, ни талант, ни авторитет
главного режиссера театра Ленком Марка Захарова
не спасли фильм от совковой цензуры. Картина
запоминается отдельными великолепными
музыкальными кадрами (если не сказать клипами), и
с течением времени все слабее напоминает свой
литературный первоисточник.
Существует еще один фильм,
поставленный по роману "12 стульев" -
"Мечты идиота". Снят он по сравнению с
прежними экранизациями недавно - в последнее
десятилетие 20 века вполне современным
режиссером Василием
Пичулом. В главной роли перед зрителями
появился Остап Бендер в исполнении эстрадного
певца Сергея Крылова. О вкусах, конечно, спорить
бесполезно, но данное видение режиссера
оказалось столь далеким и от оригинала, и от
мнения зрителей, что картина быстро и без всякой
зрительской ностальгии исчезла, как говорится, в
никуда. |
|
"Двенадцать
стульев (реж. М.Захаров)" |
Как мы наблюдаем, с экранными
переложениями "12 стульев " и "Золотого
теленка" с течением времени действительно
происходят неприятности - по мере их старения в
памяти зрителей остаются лишь копии чужого,
старательно отшлифованного властью осмысления
гениальных литературных произведений. Время
идет, поколения потенциальных читателей и
зрителей тоже неумолимо стареют, а блистательные
романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова все так же
хороши и злободневны. Они очень наши, российские,
понятные только народу с нашей ментальностью и
тем бесценны. Почему в потоке сегодняшней кино- и
теле индустрии не повторить попытку экранизации
"12 стульев" и "Золотого теленка"? Сейчас
фильмы по романам можно снять без ремарок, во
всей их прелести и полноте. Именно сейчас имеет
смысл напомнить тем, кто читал романы и
рассказать тем, кто их не читал, какие мы все на
самом деле и остальным рассказать, каковы люди,
живущие в никому непонятной, огромной,
несказанно богатой и нищей стране с женским
именем Россия.
За постановку фильма, а еще лучше,
телевизионного сериала могут взяться режиссеры: Сергей Газаров
(блестящая киноимпровизация гоголевского
"Ревизора"), Олег
Меньшиков (неожиданная театральная
постановка "Горе от ума" Грибоедова), Юрий Мамин
(целая феерия сатирических картин от "Праздник
Нептуна" до "Окна в Париж") и многие
другие. На тему исполнителей ролей можно с
огромным удовольствием фантазировать и
специалистам, и зрителям, так как великое
множество умных, талантливых российских актеров
составляют гордость отечественного
киноискусства. Остап Бендер - Владимир Машков,
Виктор Раков;
Киса Воробьянинов - Олег Янковский,
Михаил Козаков,
Валентин Гафт;
Шура Балаганов - Евгений
Миронов, Сергей
Маковецкий; отец Федор - Олег Табаков;
Корейко - Андрей
Панин; Паниковский - Владимир Этуш;
мадам Грицацуева - Оксана Мысина
и так далее.
Если взять на себя смелость и вместо
слова "пешеходы" написать "зрители", то
цитата из "Золотого теленка" зазвучит так:
"Зрителей надо любить. Они
составляют большую часть человечества. Мало того
- лучшую его часть. Зрители создали мир".
Ну, а если зрители очень хотят увидеть
на экране любимое произведение, значит, оно
должно появиться во что бы то ни стало, как
звезда, которую, как сказал поэт, зажигают, если
это кому-нибудь надо. |
|
Олег Меньшиков
Олег Янковский
Сергей
Маковецкий
Олег Табаков
|
© Елизавета Дубинская, Александр `САМ` Малюков, февраль 2002
|