The Best: 2003
Лучшее из достойнейшего, оседающее на полках, или видео у изголовья.
Лучшие за 2003 годдекабрь 2003г.
Япония:
"После
жизни" Хирокадзу Коре-Эда,
"Куклы"
Такеси Китано и "Унесенные
призраками" Хаяо
Миядзаки.
Коре-Эда снял фильм, один
из лучших в своем
десятилетии. В дом, похожий
на загородный пансионат,
прибывают мужчины и
женщины. Им придется
выбрать единственный
эпизод жизни, который
станет их посмертным приютом.
Гости вглядываются,
вспоминают и выбирают то, в
чем будет уютно душе пить
невечерний вечный покой.
Склонившись к милой на
осенней скамейке; лежа у
воды на колеблемых озером
мостках под стенами
монастыря и апрельским
солнцем; едучи в закат. Все
они, счастливо совпавшие с
другими, или незамеченные,
или не выбранные кем-то
любимым и порою даже не
существующие в памяти тех,
с кем хотелось бы лелеять
это моментальное бессмертие,
переживут в последний раз
свою боль. А после выберут
скамейку и осень. Этот
шедевр деликатности -
средство раскрыть третий
глаз. Ангелы - у плеча,
невыплаканные слезы
намывают крупицы
невыносимой легкости из ничего.
Анимация Миядзаки,
получившая "Оскара" и
"Золотого медведя" в
Берлине, внимательна к
тому, чем дышат персонажи и
интерьеры. Это роскошная
сказка с ошеломляющими
превращениями, смешными
шутками и превосходным
рисунком. Страшнее чудовищ
- тени, которые они
отбрасывают. Все, что
копошится под ногами,
претендует на ту же меру
внимания, что и главные
герои. Малышка Тихиро, чьи
родители объелись
лакомств в очарованной
стране и превратились в
свиней, проходит науку
чудес и воспитание чувств
в краях ведьмы Юбабы.
Призрачный местный
народец - триумф
аниматорской фантазии,
собрание редкостных
бионических аномалий и
заблуждений природы,
вернее - аттракцион
затейливых фокусов,
меняющих химию богов,
духов стихий и детишек.
В куклы, наряженные
легендарным дизайнером
моды Йодзи Ямамото, играет
главный японский карабас-барабас
- Такеси Китано и разрывает
нам сердце. Здесь
срываются и опадают жизни
лепестками диких роз,
листьями осенних деревьев,
снежными лавинами в горах
Эде. Блаженны любовники,
забывшие себя. Китано
предложил не только
зрелище дивной красоты, но
и самую красивую и
радикальную модель ухода
от конфликта мужского и
женского. Его любовники -
существа,
эволюционирующие в не
изученный толком третий
пол. Здравый смысл
наблюдателей, старомодно
разделяющих себя на М и Ж,
реагирует агрессивной
ревностью на этот феномен.
В "Куклах" любовь не
ищет буквальных соитий,
она химичит в ярких каплях
остролиста, падающих в
снег, в иероглифах узких
следов, настроченных на
этом снегу, обвязывает
скитальцев красной
веревкой, приравнявшей
любовь к разделенности мира.
Связанные любовью
скитальцы соединяются за
пределами касаний - в
аутизме, в слепоте (поклонник
окривевшей певички лишает
себя обоих глаз). Им
естественно приходить по
субботам тридцать лет и
три года к известной
скамейке с коробкой бэнто
для милого, которого все
эти годы нет как нет. И
полагать насыщенной
именно эту из жизней.
Потому что именно в ней,
как в южнокорейском "Оазисе"
солнечные зайцы летят
белыми почтарями, а если
разбить зеркало, то и
бабочками, прозрачной
мотыльковой канителью.
|
|
"После жизни. Культ кино
№3"
"Куклы"
"Унесенные призраками"
|
Южная
Корея: "Оазис"
Ли Чан Донга и "Плохой
парень" Ким Ки-Дука
Экстремальная любовь -
тенденция прошлого года.
Герои выкалывали себе
глаза и кромсали гениталии
чаще, чем завтракали. Сила
фильмов обоих корейских
режиссеров не в том.
Экстремальность для них -
модная рамка, которую оба
режиссера ломают каждый
своим способом, похожим на
прямой массаж сердца. Если
Ли Чан Донг и посылает нам
воздушный поцелуй, то - от
тех самых нижних уст,
которыми он не говорит по-корейски.
А Ким Ки-Дук делает кино,
честно сравнимое с "Последним
танго в Париже" и "Ночным
портье", только без
мутной европейской истерики.
В "Оазисе" любят
слабоумный лихой молодец и
церебральная паралитичка.
В "Плохом парне" -
крутой сутенер и барышня,
проданная им в шлюхи.
Первая пара, защищена от
банальной
душещипательности
изобретательной
драматургией,
юмористическими трюками
режиссуры и гомерической
порцией смеха, закономерно
приводящего к слезам.
Вторая - существует на
кончиках взглядов,
распарывающих привычную
ткань мелодрамы в хлам.
Хулиган увидел барышню и
глаз не сумел оторвать. Он
устроил так, что любой
обладатель штанов, мог
иметь ее. А сам безучастным
Богом, изменившим судьбу
любимой, глядел через
потайное стекло, как
корчилась под тяжелыми тушами
ее душа в изласканном теле.
И глаза его всегда теперь
были чуть припухшими.
Любовь у Ким Ку-Дука реализует
себя через саднящее зрение,
теребит сетчатку и
расширяет нырнувший в
желанные склейки зрачок.
Самый долгий и лютый
поцелуй героев в истории
кино одновременно
припечатывает и глаза тех,
кто сидит перед экраном.
Такой тяжелой ласки,
наверное, никто бы по
доброй воле добиваться не
стал, но как жить без нее
дальше?
|
|
"Оазис"
"Плохой парень"
|
Китай:
"Герой"
Чжана Имоу
Баснословными красками
писаная легенда о наемном
киллере эпохи Цинь,
детективная история
десяти шагов, трех слов,
двадцатого способа
написания иероглифа "меч"
и одной слезы императора,
построившего самую
длинную стену в
Поднебесной. Фильм отменно
красив. Его пластические и
колористические (оператор
Кристофер Дойл) совершенства
погружают зрение в негу, от
которой неожиданно
встряхивают неожиданные
сюжетные повороты. Внутри
одной, плавно
рассказываемой истории с
парящими мизансценами боя
и жизнетворным цветом,
вдруг обнаруживается
следующая, но и она - только
мираж. Каждая из
интерпретаций
спроисходящих в фильме
событий окрашена в свой
цвет.
|
|
"Герой" |
Индия:
"Свадьба
в сезон дождей" Миры
Наир
В голове, вечно забитой
проблемами, мгновенно
проясняется от количества
лепестков лотоса и
белозубых улыбок,
приходящихся на каждый
кадр фильма. Преобладание
белизны на свадьбе вообще-то
возмутительно, так как белый
цвет по местным обычаям -
цвет смерти и подобает
погребальным обрядам. Но
объясняется это засилье
белого еще и тем, что
распорядитель свадьбы,
Дуби - очень прогрессивный
человек. Белый - цвет
Миллениума, и Дуби стремится
не отстать от актуальных
мировых веяний, при этом
весьма революционно
обращаясь с национальной
традицией. Мире Наир
интересно наблюдать за
наступлением на прочный
индийский консерватизм, за
взаимодействием старого и
нового в ее стране. Этим
интересом она заражает
остальной мир. На
фестивале в Венеции ее
фильм получил "Золотого
Льва".
|
|
"Cвадьба в сезон дождей" |
Палестина:
"Божественное
вмешательство" Элии
Сулеймана
Отстраненная интонация
заставляет вспомнить о
бесстрастном лице
знаменитого комика
Бастера Китона. Он не улыбался
и не хлопотал лицом в самых
нетривиальных ситуациях.
Элия Сулейман остается
столь же невозмутим и как
исполнитель главной роли,
и как режиссер фильма. Его
картина - и есть цепь
анекдотических зарисовок
во двориках и на улицах
палестинской Рамаллы и
израильского Назарета, а
также на территории
контрольно-пропускного
пункта. Правда в том, что
анекдот - скверный. В зоне
этнического конфликта
проявляются те же феномены
людской породы, за
которыми так же
дистанцированно наблюдает
в своих притчах Отар
Иоселиани.
У фильма есть
подзаголовок: "Хроника
любви и боли". Его
снайперские дивертисменты
великолепны. Полет над КПП
красного шара с рожей
Арафата, балетная
левитация маленькой гурии-истребительницы
с нимбом из выпущенных в
нее пуль стоят
спецэффектов "Матрицы"
и трюков кунг-фуцианских
эпосов Энга
Ли.
|
|
"Божественное вмешательство.
Культ кино №9" |
Россия:
"Любовник"
Валерия Тодоровского и "Прогулка"
Алексея Учителя
Четвертый фильм
Тодоровского опирается на
мужской дуэт. Между ними -
несколько остановок на
трамвае и одна мертвая
женщина. Много лет она была
женой одному и столько же -
любовницей другому.
Потеряв женщину, мужчины
обретают друг друга в
соперничестве, регулярно
видятся, заезжают в гости и
затевают жестокие схватки
- на первый взгляд, за
призрак, по сути - за
прожитую жизнь. Но ничего
нельзя доказать, и
настоять на чем-то определенном
невозможно - любовь
недоказуема, жизнь не
терпит режиссуры, а людям
интересны только они сами,
как всегда. Мужской дуэт
разыгрывает нечто, похожее
на фарс, если бы не раненые
лица под сединой.
Тодоровский демонстрирует
едва ли не самый
оригинальный подход к теме
любовного треугольника. Ни
одного флэшбэка-реверанса
в сторону незабвенной
усопшей. Физически она
отсутствует в фильме, и ее
тень - только предлог,
чтобы столкнуть героя-мужа
с осознанием мнимости его
прошлого. Психологическая
сторона сюжета
оказывается лицевой, но
сам он столько раз
выворачивается, что за
изнанкой не уследишь.
Сквозь наглядную
мелодраму прорастает неудобная
метафизика, и фильм
кажется экранизацией
стихотворения Бродского,
когда привычное - перила,
"удерживающие в
равновесии твои хромающие
истины на этой
выщербленной лестнице".
Пришел чужой человек и
отнял твою жизнь, или ты
сам ее проглядел,
оставаясь в своей скорлупе
- не суть важно. Важно, что
экзистенциальной драме,
обладающей к тому же
незаурядным чувством
юмора, нашлось место в
современном российском
кино. У героев выбита почва
из-под ног, зато сам факт их
явления на экран -
свидетельство
стабильности в обществе.
Не то "Прогулка"
Учителя и Смирновой -
несколько тысяч шагов по
Петербургу накануне
зоолетия, на грани акробатики
и эквилибристики,
сметанные на живую нитку
ручной камерой Юрия
Клименко. Улицы валятся в
стороны, отлетают каменные
памятники и испаряются
вечно хмурые невские мифы,
отступая перед трио героев,
по уши погруженных во
флирт. Это купание в
междометиях, звонких
паузах, ловких фразах, во
всей этой речевой
фанаберии, тщательно
выписанной Дуней
Смирновой.
За мной, мой зритель, и
только за мной, мимо
Гостиного Двора, мимо "Кофейной
чашки" и
Александрийского столпа,
за мной, и я покажу тебе
любовь - могли бы сказать
режиссер Учитель и
сценаристка авторы фильма,
потому что ничего другого,
кроме любви, в этом фильме
искать неуместно. Любовь -
сам воздух его, летучее
вещество, щекочущее редкие
монтажные склейки. Ведь
когда знакомишься на ходу,
замираешь и танцуешь в
каждой фразе, то не ты это
делаешь, а сами они -
интонации, и смешки, и
лепет, и дыхания -
кочевряжатся, пляшут и
льются, и Бог знает что еще
вытворяют, срываясь с
безответственных альвеол.
Поди отрепетируй и
смонтируй этот скочущий
ритм, эту импровизацию из
ахинеи, вкуса к
сочинительству и реплик
предыдущих ораторов.
|
|
"Любовник"
"Прогулка"
|
Испания:
"Коровы",
"Земля"
и "Рыжая
белка" Хулио Медема
Это долгожданное и
выстраданное счастье для
всех, кто обшаривал Гoрбушку
на предмет обнаружения "тряпок"
с любых фильмов Медема.
Легально их практически не
издавали.
Теперь остается
терпеливо дожидаться
выпуска в лицензионном
боксе "Любовников
Полярного Круга". В 1995
году Медем принялся за
творение "Земли". Ее
появление подтвердило: у
Хулио Медема из глаз
натуралиста истекает
взгляд мистика. "Высокий и
узкобедрый, стройней
тростников в лагуне, идет
он, кутая в вечер, глаза и
грустные губы", - с
этим портретом архангела
Гавриила, принадлежащем
Габриэлю Гарсиа Лорке,
вполне сопоставимы герои
Медема, которых из фильма в
фильм играют одни и те же
артисты. В "Земле" -
это Анхель, истребитель
насекомых, придающих вину
привкус земли и ангел за
его плечом. В "Коровах"
- мужчины двух
соперничающих баскских родов,
Иригебелей и Менделусе,
чья история повторяется,
будто ходит по кругу. На
душу наброшено звездное
небо, и она разламывается
надвое, как половинки
закольцованных имен-перевертышей
любовников полярного
круга - Ана, Отто, Медем.
Поклонники этого
страстного и трагического,
ненасытного кинематографа
со временем начинают
испытывать потребность в
ощущаемой как ожог
душевной синхронизации с
героями волшебных и
естествоиспытательских
историй Медема, протянутых
им сквозь века и
континенты, рода и колена,
норы сознания и дыры восприятия,
солнца и луны, что
одновременно вписаны в
вечереющее небо еще не
прожитого дня и в круглые
густые зрачки старой
коровы Пупиле.
В "Рыжей белке"
сочинительство судеб
приобретает комическую
окраску. Обаяние обманов и
ловушек, легкомыслие
диалогов и неожиданно
серьезное признание
автора: правда, как белка.
Она все-таки существует,
даже если спрятана от глаз.
Ее краткое содержание:
ложь и тайна не совпадают,
а некоторые шишки валятся
на голову в самое подходящее
время.
|
|
"Коровы"
"Рыжая белка"
|
США:
"Секретарша"
Стивена Шейнберга и "Джерри"
Гаса Ван Сента
Шейнберг сделал одну из
наиболее изящных комедий
года, сочетающую ум и
остроту в радующих
пропорциях. Вдоволь
насмеявшись над
американским стилем
взаимоотношений
работодателя с
подчиненной, отдаешь себе
отчет, что смотришь
пронзительную историю
любви. Перефразируя "Касабланку",
трудовой контракт
персонажей фильма стал
началом прекрасной
страсти. Молоденькая
недотепа Ли роняет скрепки
в офисе адвоката мистера
Грея. Мистер Грей обычно
диктует Ли письма и, когда
она ошибается, заставляет
Ли ползать на четвереньках
и подставлять голый зад
под линейку. Разумеется, Ли
делает десять ошибок, там,
где невозможно сделать и
одной. Ничего общего с
мазохизмом европейских
артхаусных фильмов у "Секретарши"
нет. Потому что у нее
веселый нрав, легкий
характер, нежные интонации
и симпатичная внешность.
В магнетической
киномедитации
независимого Гаса Ван
Сента нет ничего, кроме
двух ребят по имени Джерри,
трения оболочки о
раскаленный воздух и
звуковых вибраций
знаменитого минималиста
Арво Пярта. Блуждающие звезды
Мэтт Дэймон и Кейси Эффлек
слоняются по
джерристранству, где нет
ни лишнего шума-гама, ни
бойскаутов, ни толпы
туристов. Только
галлюцинация, долгая как
день без воды. Теряются
ориентиры, влага и охота
шутить. Дикий простор и
вольная воля не собираются
быть подмостками для
пикника. Ничего не
происходит, кроме расставания
с жизнью - в режиме почти
реального времени.
|
|
"Секретарша"
"Джерри"
|
Германия:
"Гуд
бай, Ленин!"
Вольфганга Беккера
Консервированный
зеленый горошек "Глобус",
трабант-малолитражка,
гэдээровская стенка и
пупырчатые пикули
восточного сектора
непринужденно выложены на
самое пикантное киноблюдо
года, на днях признанное
лучшим европейским
фильмом. Авторство
принадлежит истории,
политикам и Вольфгангу
Бекеру. Тоскующим в России
по скромному шпротскому
счастью, мороженой
морковке "Ортекс" и
магазину "Ядран"
выходцам из соцлагеря - иронический
салют от немецких
товарищей,
познакомившихся с
остальгией. Этот термин
соединяет "восток" и
"ностальгию" в
Казалось бы, простенькая,
забавная история
надувательства. Мать героя
провела в коме ровно
столько времени, сколько
понадобилось для того,
чтобы рухнула берлинская
стена, размылась в
федеральных землях
Германская Демократическая
Республика, кока-кола
утвердилась на
брандмауэрах типовых
многоэтажек, итальянские
пармезаны и голландские
корнишоны - на прилавках
магазинов, а небоскребы
барахла, скопленного за
век социалистического быта
- на свалках. Гуманный сын
решает сломать часы и
восстановить известную
стену - в рамках одной
квартиры. На
многочисленных берлинских
блошиных рынках он
добывает реквизит
свежепреставившейся эпохи,
собирает тару с привычными
этикетками и
перекладывает в нее еду из
супермаркетов, налаживает
бесперебойную подачу теленовостей,
сооружая на видео
великолепные
сюрреалистские репортажи.
Разгул капитализма на
улицах бывшей Демократической
Республики превращается в
массовое бегство с Запада,
в исход господ, ищущих в
восточном парадизе
прибежища от оскала
капитализма и утешения.
|
|
"Гудбай, Ленин!" |
Классика:
"Пикник
у Висячей Скалы"
Питера Уира
Фильм о красоте, которая,
исчезая, не умирает
насовсем, а лишь засыпает в
меду, облитая солнцем,
убаюканная медленным
ритмом трав, завороженная
гулом нагретых камней и
небом, обнявшим нас там,
где мы есть.
День святого Валентина
1900 года начинался под
сенью девушек, разбуженных
в цвету. Батистовые
рубашки, щетки, касающиеся
длинных прядей, ласковые
слова и валентинки с
цветками и любовными
рифмами - все утра мира хотели
бы походить на это
прерафаэлитское шоу
юности, свежести и истомы.
Они отправятся на пикник
у Висячей Скалы, где ровно
в двенадцать часы
остановятся, иные сомлеют
над книжкой, других сморит
за шитьем. Миранда, Ирма,
Мэрион и толстая Эдит
перейдут ручей и скроются
в скалах.
Волосы, освобожденные от
лент, ладони, избавленные
от узкой перчатки, лодыжки
и нежные ступни,
извлеченные из приличного
плена чулка и высокого
ботинка, ослабленная
шнуровка корсета и
окончательное расставание
с ним - и уже не вернуться
назад, к кружеву
воротничков, школьным
завтракам, классам,
шалостям, шляпкам, смешкам…
Тех, кого забрал полдень,
уже не догнать. Ученицы
колледжа Эппл-Ярд, Миранда
с лицом ангела Ботичелли и
Мэрион, исхищенные из
уродливой
действительности,
исчезнут бесследно. Ирму
найдут через неделю.
Питер Уир и его оператор
Расселл Бойд воспроизвели
сновидение, долгий обморок.
Тайное напряжение
сгущается из обступающих
скал, следящих за
покорными силуэтами,
растворяющимися в
галлюцинаторном мареве.
Это триллер Необъяснимого,
без насилия и крови, где
гораздо страшнее кошмар
прозаического и
прагматичного мира в
долине, не заслужившего
красоты, кроме как в
гомеопатических дозах
закатов, поэтических строф
и репродукций мастеров
Возрождения.
|
|
"Пикник у Висячей скалы" |
"Великолепные
Амберсоны" Орсона
Уэллса
Второй после "Гражданина
Кейна" фильм Уэллса
вошел в десятку лучших
фильмов всех времен и
народов. Камера, освоившая
в "Кейне", казалось,
предельную амплитуду
движения по вертикали,
снимавшая из-под подошвы
персонажа и метавшая
молнии в Чарльза Фостера
Кейна с божественных высот,
в доме Эмберсонов приняла
форму органической жизни.
Стала вроде домашней кошки:
так сложен и гибок
диапазон ее движений.
Саркастический эпос о
блеске и падении
респектабельного
американского рода. Сага о
надменных аристократах,
отходящих в прах под
клаксон нарождающихся
безлошадных экипажей.
Памфлет на тему
пасторальной мягкости
аграрной эпохи, отброшенной
в небытие кулаком
индустриализации. Портрет
тех, кто называя себя
Эмберсонами, не
удосужились обратить свое
драгоценное внимание на
меняющийся мир, поскольку
были категорически выше
этого.
|
|
"Великолепные Амберсоны" |
"Хладнокровный
Люк" Cтюарта
Розенберга
Аттракцион заслуживает
внимания: на спор
пятьдесят вареных вкрутую
яиц, сначала непринужденно,
а под конец мучительно и
тошнотворно отправляются
в рот. Тем более, что это
рот молодого Пола Ньюмана,
свободного и легкого, как
божество, но в полосатой
робе арестанта.
"К
северу через северо-запад"
Альфреда Хичкока
Неопровержимый факт:
мастер саспенса, сэр
Альфред Хичкок любил
шпионов, блондинок и
коллекционировал странности.
Никогда еще в
кинематографе человека
так упорно не принимали за
другого. Кери Грант
утверждает, что он не
Каплан. Но всем нужен
именно мистер Каплан, хотя
его существование - сродни
существованию поручика
Киже. Никогда еще старый
добрый бурбон не вызывал у
человека такого
отвращения. Никогда еще
дорога не стремилась так
попрощаться с колесами
мерседеса. Никогда еще нью-йоркского
пятизвездочного денди не
убивали таким способом - с
помощью самолета. Никогда
еще блондинки не были так
откровенны.
Никогда еще носы и уши
мертвых президентов не
использовали по такому
назначению.
Но никогда не говори "никогда".
Через три года такого вот
супермена назовут Джеймсом
Бондом.
Сам он недвусмысленно
выскажется о себе: "Я опасный
сумасшедший убийца без
руля и ветрил". Люди
из спецслужбы
прокомментируют это
заявление по-своему: "Одно нам известно,
вы настоящий, подлинный
идиот". А пока высокий
брюнет в черном ботинке,
Кэри Грант, следует самым
извилистым шпионским
маршрутом к северу через
северо-запад - без карты и с
левой ноги.
|
|
"Хладнокровный Люк"
"К северу через северо-запад"
|
"Выйти
замуж за миллионера"
Жана Негулеско
В комедии Жана Негулеско
Мэрилин Монро, Лорен
Бэколл и Бетти Грейбл
учреждают маленькое, но
прибыльное предприятие
под девизом "Породнись с
миллионером!". Цвет и
размер держателя капитала
значения не имеют. Они
видят огромную комнату,
полную веселых, холостых
миллионеров, даже в
темноте.
|
|
"Выйти замуж за миллионера" |
"За
пригоршню долларов" Cерджо
Леоне
Там, где жизнь не стоит
ничего, а за смерть дают
хорошую цену, лишними бывают
люди, но не доллары. Все решает
только скорость, с которой
летит пуля в беззащитную
спину, и свистящая песня
лассо на шее встречного
поперечного. Нет принципов,
нет друзей, нет врагов и сам
ты никто.Там, где мексиканская
граница заменила грань добра
и зла, люди, как известно,
делятся на две категории -
одним к лицу веревка на шее,
а у других есть револьвер.
И нет имени. Наемник и прагматик,
невозмутимый Человек
Без Имени трусит на гнедой,
с темой Эннио Морриконе в
кильватере. Лучше "Пригоршни
долларов" Серджо Леоне
может быть только "На
несколько долларов больше"
того же автора.
|
|
"За пригоршню долларов" |
© Озон, декабрь 2003 |