Госфорд Парк Роберта Олтмена.
Видеорелизы 25 декабря - 7 января 2003г.январь 2003
Лидеры начала января - новый фильм
Эдриана Лайна "Неверная"
("Лазер Видео"), опыт Роберта Олтмана над
детективной структурой "Госфорд
Парк" ("Премьер"), комедия "Моя
большая греческая свадьба" ("Пирамида")
и бенефис Сандры Буллок "Отсчет
убийств" ("Премьер")
По дистрибьюторам:
Компания "Видеоглобус" выпустила один
из лучших фильмов о шпионах и холодной войне,
сравнимый с "Мертвым сезоном", "Шпион,
пришедший с холода" Мартина Ритта,
режиссера, замечательно умеющего набрякшие
усталостью и сквозняком кадры. В главной роли
британского разведчика Ричард Бартон - от Южного
Кенсингтона до берлинской стены. Другой релиз
компании - мюзикл с Марио Ланца 1952 года "Потому,
что ты моя".
"Светла" представила классическую
комедию неореализма "Брак
по-итальянски", "Конформист"
Бернардо Бертолуччи и французское
непринужденное моралите, комедийный декамерон
Жюдьена Дювивье 1962 года "Дьявол
и 10 заповедей".
"Кармен Видео": "Небо
над Берлином" Вима Вендерса и "Марлен
Дитрих. Белокурая бестия",
В пакете компании "Премьер" "Властелин
колец. Братство кольца. Полная режиссерская
версия", более круглая, видимо, и на двух
кассетах, детективный оборотень Роберта Олтмана
"Госфорд Парк, "Отсчет убийств" с Сандрой
Буллок, "Медвежий
поцелуй" - последняя роль Сергея Бодрова
младшего в фильме его отца. А также "Наше
Рождество" последний на сегодняшний день
фильм Абеля Феррары, со времен "Отеля "Новая
роза" не затевавшего иных предприятий.
Lizard: "Марсианская
одиссея" - испанская фантастика с Винсентом
Галло и Марией Де Медейрос, южнокорейский
военный боевик "Субмарина
"Призрак" и "Легенда",
фэнтэзи Ридли Скотта 1985 года с единорогами и
Томом Крузом.
"Пирамида" помимо коммерческого хита
"Моя большая греческая свадьба" выпустила
черную комедию с Одри Тату "Любит,
не любит" и комедию Мишеля Блана "Целуй,
кого хочешь", а также новую серию
расследований Ниро Вульфа и Арчи Гудвина
"Воскреснуть,
чтобы умереть".
"West Video" потчует ранними фильмами
австралийского периода Питера Уира "Последняя
волна" и "Водопроводчик",
снятые после прославленного "Пикника у
висячей скалы", и "Автомобили,
которые съели Париж", поставленный до.
Компания "Меджик" после изрядного
перерыва напомнила о своем существовании,
выпустив мюзикл с Фредом Астером и Ритой Хейворт
"Ты
никогда не разбогатеешь", классический
шедевр Уильяма Уайлера "Лучшие
годы нашей жизни" и легендарное "Вечное
возвращение", любовная баллада Жана Кокто в
исполнении Жана Деланнуа с Жаном Маре в главной
роли.
В пакете "Союза" - "Любимые
сказки. Щелкунчик" и "Алла
Пугачева: вспоминая Рождество".
У "Лазер Видео" мультипликационный хит
"Ледниковый
период" и старинная пародия Мела Брукса "Космические
яйца".
CineMAXу на этот раз гордиться нечем,
французская комедия "Бланш"
- зрелище малопристойное, одно из главных
разочарований фестиваля нового французского
кино, прошедшего в ноябре. |
|
"Шпион,
пришедший с холода"
"Марсианская
одиссея"
"Легенда"
"Автомобили,
которые съели Париж"
"Лучшие
годы нашей жизни"
"Космические
яйца" |
Gosford Park. Великобритания-США-Италия. 2001
г. Дистрибьютор Премьер
Режиссер Роберт Олтмен. В ролях: Эмили Уотсон,
Кристин Скотт-Томас, Хелен Миррен, Мэгги Смит,
Майкл Гэмбон, Дерек Джакоби, Джереми Нортэм,
Клайв Оуэн, Ричард И.Грант, Стивен Фрай, Алан
Бэйтс, Райан Филлипи
Все классично в фильме Олтмена: загородное
поместье, английская аристократия, сезон охоты,
мармелад к утреннему чаю, убийство на исходе дня,
пересуды слуг, осанка дворецкого - все, кроме
самого Олтмена, сардонически-элегантного
взломщика жанров. В Госфорд Парке 1932 года создана
столь насыщенная атмосфера, что детективная
интрига занимает в фильме место одной из
составляющих его виньеток, может, чуть более
зловещей, но в целом вписывающейся в общий
пластический ансамбль скромно, почти незаметно.
Жизнь, к правилам игры которой Олтман
сочувственно терпим в устроении большинства
своих фильмов, является слишком агрессивной
средой, чтобы терпеть в себе акцентированные
сюжеты и жанровый синтаксис. В действительности
они размыты среди реплик, не соблюдающих
иерархии, растворены в потоке событий, не
выглядящих таковыми. В напряженность между
слугами и господами, между верхним и нижним
миром, в нарочитую бессвязность всасывается куда
больше значений, чем мы способны придать самой
трепетной развязке. |
|
"Госфорд
Парк" |
Murder by Numbers. США. 2002 г. Дистрибьютор Премьер
Режиссер Барбет Шредер. В ролях: Сандра Буллок,
Бен Чаплин, Райан Гослинг
Совсем, как в "Веревке" Хичкока двое юнцов
планируют идеальное преступление и совершают
его, уверенные в том, что они - результат эволюции
от твари мелко дрожащей к сверхчеловеку. Дешевое
это ницшеанство пресекает Сандра Буллок, на
протяжении нескольких лет уверенно
эволюционирующая через пасмурные тяготы
похмелья из хрюкающих мисс конгениальность в
заслуженные битюги криминального жанра. |
|
"Отсчет
убийств" |
Unfaithful. США. 2002 г. Дистрибьютор Лазер
Видео
Режиссер Эдриан Лайн. В ролях: Дайан Лейн, Ричард
Гир, Оливье Мартинес
Это не был ветерок, который забираетсЯ под юбки
школьниц, ворошит старое на афишных тумбах и
ерошит траву в Централ Парке, невинный родич
зефира, которому приписывают проказы и шалости.
Это был настоЯщий ураган, избавлЯющий
застигнутых врасплох прохожих от их нелегкой
ноши, именно такой швырнул зрелую, но все еще
очень привлекательную жительницу нью-йоркского
пригорода и добродетельную мать в объЯтиЯ
молодого мачо. Конечно, вы согласитесь, что это
был ветер судьбы, погнавший персонажей по ее,
судьбы, закоулочкам, срываЯ по ходу действиЯ
мелодраматические обертки с каркаса триллера,
которому тоже не суждено устоЯть. Эдриан Лайн не
считаетсЯ с жертвами и разрушениЯми, которые
иезуитски заложены в расчет с самого начала.
Любовный гламур двоих в мансарде с цитацией
Хайама, с сувенирными шарами, завьюженными
снегом изнутри, и сексом, очертЯ голову, где
настигнет страсть, то есть везде, уступает место
мукам обманутого супруга. Но и его не вполне
законные действиЯ - только очередное предисловие
к простой, как землЯ, мысли, котораЯ непременно
будет вами подумана по наступлении финальных
титров. |
|
"Неверная" |
A la folie... pas du tout. Франция. 2002 г.
Дистрибьютор Пирамида
Режиссер Летиция Коломбани. В ролях: Одри Тоту,
Сэмюэль ле Бьян
Мелодраматический триллер или, вернее, черная
комедия с участием Одри Тоту и Сэмюэля Ле Бьяна,
главный сюрприз которой содержится в композиции
фильма. Тоту, похоже, обречена на болезненные
комбинации единственной роли - человека, не
оставляющего попыток влиять на жизнь других
людей, устраивать ее со знаком "плюс" или,
как в "Любит - не любит", в негативе. Уже после
"Амели"
в фильме "Бог
большой, я маленькая" Тоту довелось
сыгралать кипучую профетическую деятельность
махонькой парижанки, одержимой манией влиться в
какую-либо из конфессий и превратить
возлюбленного из иудея в правоверного иудея. В
фильме Летиции Коломбани студентка Анжелика
одержима женатым кардиологом и, в целях
взаимности, пытается развивать высокие чувства
не только силой одной лишь сердечной мыщцы -
отсюда и триллер. |
|
"Любит,
не любит" |
Matrimonio all`italiana. Италия, 1964 г.
Дистрибьютор Светла
Режиссер Витторио Де Сика. В ролях: Марчелло
Мастроянни, Софи Лорен
По пьесе Эдуардо Де Филиппо "Филумена
Мартурано"
О, Санта Лючия, о санта симплицитас, святая
простота. Она отдала ему свое тело и душу, она
грела ему постель, она ублажала его престарелую
мать, она хранила очаг, румянила пиццу и вела
магазин, чтобы Доменико Сориано, настоящий
сеньор, млел, как кусок моцареллы млеет в
оливковом масле. Двадцать лет с гаком собиралась
Филумена под венец. Карамба! Но не ждите грохота
разбившегося сердца, скорее это будет звонкий
клич пощечин, победный звон посуды и отборная
жизнерадостная ругань. Руки в боки, подбородок
задран, светопреставление в ритме тарантеллы. В
том же году Мастроянни пережил "Развод
по-итальянски". Комедия по-итальянски стала
классикой. |
|
"Брак
по-итальянски" |
L`Eternel retour. Франция. 1943 г. Дистрибьютор Меджик
Режиссер Жан Деланнуа. В ролях: Жан Маре, Мэделин
Солонь, Жюни Астор, Жан Мюра, Пьераль
Поэту и нестрогому философу Жану Кокто была
мила идея вечного возвращения в жизнь прежних
сюжетов - под новыми именами. В жаккардовом
свитере, с Мулуком на поводке в двадцатый век
вернулся Тристан по имени Патрис. Жан Маре и
Мэделин Солонь были не прочь испытать на
съемочной площадке хоть малую часть той боли,
какую причиняет вульгарность, касаясь идеальной
любви, чтобы пойти вслед героям дорогой иллюзий.
Печальная, прекрасная сказка с непременным
участием коварного крошки цахеса карлика Ахилла,
которого играет Пьераль. |
|
"Вечное
возвращение" |
Blanche. Франция, 2002 г. Дистрибьютор CineMAX
Режиссер Берни Бонвуазен. В ролях: Жерар
Депардье, Лу Дуайон, Кароль Буке, Жан Рошфор
Судя по прошедшему году, французское кино не
только не примкнуло к исчезающим видам на
внешнем рынке, но даже имеет шанс в наступившем
2003-м зарябить в глазах российских граждан,
традиционно уважающих уснувший Париж,
мушкетеров, высоких блондинов в черном ботинке и
маленьких подружек киллеров, поливающих фикус.
Но это - не более чем классика, которая нынче
претерпевает модернизацию с легкой руки Люка
Бессона. "Бланш" - его очередной
продюсерский продукт, извлекающий из
гомоновских сусеков обветшавший плащ и
потускневшую шпагу, чтобы превратить некогда
звонкий жанр в еще более звонкую монету. Ради
площадного словца не пощадили ни Дюма, ни
д'Артаньяна. В глумливой комедии Берни
Бонвуазена его играет Жерар Депардье,
появляющийся в фильме ровно на пять минут, чтобы
получить сапогом в раздобревшую наличность. Двор
Людовика и Анны Австрийской занят кабаретным
декадансом, кардинал - траффиком кокаина,
гвардейцы кардинала - задами прочих галлов. В
остальном продюсерская тактика Бессона
сюрпризами не манит. Положа руку Америки на
сердце, он благословляет лепку фиги из нехитрых
комбинаций: харчевня - салун, интриги Мазарини -
Ирангейт, фильм плаща и шпаги - вестерн, за плащ -
пыльник да брюки болеро, за мушкеты - карабины,
музыка - соответствующая. Некоторого очарования
исполнены диалоги Кароль Буке и Жана Рошфора,
сочетающие расиновские архаизмы с отборной
гарлемской феней. Америка возвращается во
французское фильмопроизводство, и это похоже на
дежавю: Сэмюэль Фуллер в фильмах Годара,
американские ночи Трюффо, пижонская страсть к
"дешевому жанру", фирменнные "полары",
устроенные по гангстерским лекалам заокеанья…
Французы конца пятидесятых, насмотренные в
синематеке Ланглуа, были щедры на объяснения в
любви всевозможным "черным сериям", чьи
аксессуары они аполитично тискали в своих
фильмах, где встречались Богарт и Пуакар. Та
"Новая Волна" любила и именно поэтому
переживала ситуацию американского влияния,
жизненного стиля. Теперь выгоднее имитация, не
стиля, разумеется, но способа действий. |
|
"Бланш" |
© Вероника Хлебникова, Озон, январь 2003 |