Краткое содержание: По рассказу П. Нилина "Дурь". Коля Касаткин, видевший в своей жене Танюше идеал женской прелести, нежности, доброты, любивший ее до самозабвения, оказался в растерянности перед досужими разговорами доброхотов об измене жены. При первом же необоснованном подозрении, возникшем у него, Николай потребовал развода. Продолжая любить друг друга, бывшие супруги в разлуке несчастны. Новая поспешная женитьба Касаткина не вернула ему душевного спокойствия. В ежедневных муках, в стремлении к прошлой жизни он потерял и свою давнюю мечту - жить и работать на Дальнем Востоке, где проходил службу в армии. Оба слишком поздно поняли, что любовь не прощает поспешных решений, что ее надо уметь хранить и защищать.
Единственная (смотреть онлайн)
Последнее обновление: 10.08.2008 16:12:14
Отзывы зрителей:
Танюшка была у Коли единственная женщина нетяжелого поведения, потому и единственная. Встретит другую такую же, Танюшка будет не единственной.
Еще в детстве видел этот фильм и сразу (тогда, при СССР) появилось странное ощущение. Действие происходит во время строительство БАМа (куда хотел поехать Касаткин). А герои - из какого-то другого времени, неестественные, наивные, смешные. Коля - совсем колхозник 30 х годов.
И когда заболела бывшая жена Касаткина от тоски по бывшему мужу, то не везти уже Коле жену из больницы и не выхаживать её. Она уже не его жена. А тут другую он не любит, но в схему он уже втиснут и должен жить по закону "Виролайнен-Солоницын" хотя ему ох как муторно. Архитекторы строили не только дома, но и ломали судьбы по своему образу и подобию.
И вот думается мне, что может лучше простой дом, изба и чтоб внутри было просто и тепло. Дровишки во дворе - как ловко их рубила Танюшка Фешева, и грела воду для мужа и голову ему мыла.
Я тут на фильме "Любить человека" разразился целым исследованием как героиня актрисы Виролайнен витала над Советским обществом и Советским кино и разрушала семьи. Позвольте отрывок из моего эссе на эту тему, где я приплёл фильм "Единственная" к этому акту всесожжения простых семейных отношений со здоровой созидательной любовью. ЦИТАТА ОТ МЕНЯ САМОГО: Вот такой тихий ангел пролетел в Советском кино и стал метать бисер, бить зеркала, в которых так хотелось отразиться. И осколки полетели во все стороны Советского кинопространства, во всех героинь и героев. И даже молодняк перенимал эту томную традицию - "Школьный вальс" Зося (Елена Цыплакова), "Смятение чувств" героиня Прокловой. Фильм "Единственная" ломал здоровую, радостную природу официантки через соприкосновение с диссидентом, а кем ещё был там руководитель художественной самодеятельности с гитарой и кефиром в сеточке и летней обувкой в дождь? И когда Николай Касаткин (Валерий Золотухин) вдруг осознал себя в одной постели с интеллигенткой по типу Виролайнен, уже было поздно. Силы небесные уже втиснули здорового, радостного, рабочего парня-шофёра в схему Виролайнен-Солоницын. Вот таковы небесные силы. Так и хочется сказать вслед за героиней Барбары Брыльской в ответ на рассказы Князя Мышкина в исполнении Федора Бондарчука в "Даун-Хаусе" - "Ох Китай, прямо дичь какая-то...Такие вот традиции". Петля времени замкнулась. Великолепный фильм "Даун-Хаус" для гурманов. А рабочего парня Касаткина отторгли от созидательной мечты лучшего водителя ака локомотива социализма и ввергли в лоно не свойственной ему интеллигентской заморочки 70-ых, где его у ворот поджидал герой Заманского для успокоения и причастия вновь прибывшей души. Герои Заманского вообще имели силу встречать у ворот души, приблудившиеся к интеллигенции - фильм "Мелодия на два голоса" 1980 года, где рабочий весь фильм проникается своей новой судьбой в лице студентки-наследницы Виролайнен. И в конце фильма они оба плачут "Умер мастер". Фильм "Мелодия на два голоса" закрыл 70-ые. Апостол Пётр уже не встретит души, вошедшие в чертоги Виролайнен-Солоницын, где Дурь и Муки (именно так определил всё это герой Заманского в беседе с Касаткимын о жизни в "Единственной"). Он же в фильме "Грибной дождь" 1982 года предвосхитил нечеловеческое лицо перестройки с оставленной в лесу старушкой. Призыв "Мы же люди" так и не был услышан. И возврат всем вместе в лес в поисках оставленной старушки ака Советской истории так и остался пока неосуществленной мечтой, которая нужна уже не столько старушке, сколько нам более всего. И притягивают шофёра Касаткина развалины старого сносимого дома и вспоминает он эту Дурь, несчастную и самую счастливую жизнь. "Есть о чем подумать, дорога, Слава Богу длинная. Никто не может жить без любви и надежды". Камертон Виролайнен-Солоницын задавал эту надежду на любовь в 70-ых, хотя и разрушал старые крепости любви, превращаясь в звуковые волны необыкновенной силы. Эти звук доносятся и до нас уже в 2000-тысячных.
КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
Коля Касаткин любил свою Танюшу, а где страсть, романтика, дым коромыслом??? "Герой любит жену - страсть в чистом виде между мужчиной и женщиной. Безо всякой политики. И эта страсть даёт ему энергию работать на старой машине и даёт ему мечту уехать на Восток." ВОТ ЭТО СТРАСТЬ!??? А что эта страсть дала Тане? Недолюбленая, недоласканая... Любить, ценить, восхищаться своей женой нужно, больше романтики в отношениях. Мужик - сопли, жаль мне Татьяну.
Этот фильм следовало бы назвать "Основной инстинкт".У Тани он настолько развит,что у нее не только не хватает ума скрыть свои похождения,но она уверена,что ее поведение в норме вещей."Я-чистенькая","Ничего ты не понял".Коле тоже не мешало бы включить мозг и посмотреть на нее реально и не морочить голову другой женщине.Вполне возможно,что Таня и Коля сойдутся и будет все по-прежнему:Коля уедет в ночной рейс,а Таня чтобы не скучать приведет себе кавалера.
Спасибо).30 лет смотрю этот фильм и всё душу выворачивает.Сильный фильм.Куда там голивуду. Вот она Русская душа,нежная и непонятная,тонкая и ранимая.Грустный и красивый фильм.Всё так и было,как в жизни.
Спасибо.
Фильм вообще-то лубочный, нарочито стилизован под " простой " рабочий класс. Но если принять эту условность, то получилось очень хорошо. Потому что страсти нешуточные, психология выдержана замечательно, режессура и игра актеров отличная. Не согласна с схематичностью. Николай "сошел с рельсов",он дезорентирован и позволил руководить собой. К тому же такой финт, который точно убьет бывшую супругу наповал- интелегентная умная жена! ))) и умный финал, с многоточием, без"хэпиэнда". "...а мир устроен так, что все возможно в нем. Но после ничего исправить нельзя!..."
Таня Фешева(Проклова) относится к тому типу женщин, которых называют известным крепким русским словцом. Ведь под эту категорию подпадают не только вульгарные, размалеванные и прокуренные особы- очень много и таких вот, похожих на журчание ручейка, в мастерском исполнении Прокловой. Это про них есть старый анекдот, как женщина приходит ко врачу и говорит: "Доктор, я страдаю половой слабостью.- Как же вы можете ею страдать, вы же женщина?- Да вот отказать никому не могу...". Есть рядом муж- убежит с работы , задернет шторки и понесется п...а по кочкам. Забрили мужа в солдаты - тоже не беда, вокруг столько сексуально голодающих мужиков! И все с такой детской непосредственностью- даже сапоги какого-то дяди Саши, который нет -нет да и наведывался к ней на "палочку чая", не удосужилась убрать к приезду мужа. Да и присутствие мужа , в принципе не помеха: в рейс уехал - так тут нелегкая занесла какого-то нервного неудачника Бориса Ильича. Стоило Тане взглянуть на мокрые сандалии, авоську с кефиром, стоило "хоровому секстету" сказать пару банальнейших фраз про одиночество, чужую процветающую бездарность и что-то еще, не менее заезженное-как у нее на "нижнем этаже" тут же загорается зеленый свет. Кстати, по поводу Бориса Ильича- не представляю, каким ветром на эту роль занесло Высоцкого. А главное - для чего? В самом рассказе и персонажа -то зовут как то иначе, и сам он- пожилой лысоватый мужик с крашеными волосами. И,вероятно, с замашками стареющего провинциального обольстителя. Высоцкий кто угодно: фон Корен, поручик Брусенцов, капитан Жеглов, арап Петра Великого,дон Хуан- но только не озлобленный на весь белый свет провинциальный неудачник, который нытьем пытается уложить замужнюю бабу в постель. Как "Погоня" самого Высоцкого, в его же исполнении, увязывается с этим неприятным образом? И сам Коля здесь представлен каким -то придурком, который непонятно с какого перепуга наезжает на жену. Словом, рассказ Нилина перекроили, и получилось как-то неубедительно.
Согласен, что можно было и потоньше. Но это уже с высоты сегодняшнего дня. А тогда это было тонко по самое не могу. И объясняю почему. Через весь фильм протянуты типа оппортунистические настроения. :)) Герой любит жену - страсть в чистом виде между мужчиной и женщиной. Безо всякой политики. И эта страсть даёт ему энергию работать на старой машине и даёт ему мечту уехать на Восток. Заметьте не партия и комсомол, а просто полнокровная жизнь - любовь, мечта. И когда он развёлся - тоже по страсти, не мог простить - уже никакая правильная вторая жена и правильные мысли не дают ему той полнокровной энергии. Сломалась жизнь. То есть простой народ жил своей жизнью и цели, подпитка, смысл этой жизни были не в политике или идеологии, а в самой жизни - любви. Проводниками правильных мыслей и всякого там здравомыслия - это семья героя мать и сестра, а также некий Журченко (В.Невинный). Вторая жена сильно отличается от первой. И выставлена эдакой правильной интеллигенткой. Что вообще-то притянуто за уши. Как мужик, которого тянет к одному типу баб, вдруг переключился на другой? Короче схема налицо. И из-за сломанной жизни фильм начинают пронизывать диссидентские мысли. Типа рабочий класс задумался о смысле жизни. Так что с точки зрения режиссёра и сценариста очень даже тонко. Но где тонко, там и рвётся. Не хватило, что называется мяса. А потому осталось ощущение искусственности.
В конце фильма, заблудившись, герой попадает зал в компьютером, где ему А.Демьяненко (наш любимый Шурик) говорит фразу: "А сюда нельзя, здесь Электронно-Вычислительный Центр". Тогда это называлось АСУ - Автоматизированная Система Управления; подтверждаю, в машинный зал действительно посторонним входить было нельзя. А факт участия Демьяненко в фильме прошу занести в протокол.
Хороший фильм. Приятно смотреть старую школу, когда во всём фильме нет ни одной неестественной сцены, ни одной фальшивой фразы. Сюжет, как ни странно, для меня оказался очень жизненным. Такая же жена была, вот видел, что искренне любит и в то же время измены...и готова насмерть стоять, утверждая, что ничего не было. Это вот такие особы, когда их застукивает муж с в постели с любовником, говорят: "Милый, это не то, что ты думаешь! Я тебе сейчас всё объясню." ))))) А Проклова здесь хороша, Людмила Гладунко (библиотекарша Наташа) тоже.
В.Высоцкого никогда не ущемляли из-за его загулов, товарищч 3.62!!! Его скорей ущемляли за то, что он умел говорить правду! В своих стихах и песнях! И был при жизни приличным человеком! Вот на кого ровняться надо! А вы всё про загулы!
Особо запомнились мокрые сандалии Высоцкого с которых капала вода. А если серьезно, то фильм на все времена. А Высоцкого опять задвинули не на второй, на третий план.