Награды и примечания: Специальный приз, приз СК Украинской ССР за лучшее исполнение ролей (Н.Андрейченко, Н.Бурляев) Республиканский КФ «Человек труда на экране» (Жданов—83); Приз «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль (Инна Чурикова поделила с Моникой Витти «Флирт») МКФ в Западном Берлине—84; Главный приз и диплом (наравне с фильмами «Берег» и «Голубые горы») ВКФ—84 в Киеве; Призы: за лучший сценарий (П.Тодоровский), за лучшую женскую роль (Н.Андрейченко) и за лучшую женскую роль второго плана (И.Чурикова) МКФ в Вальядолиде—84; Главный приз за лучшее исполнение мужской роли (Н.Бурляев) МКФ фильмов о свободе и революции (Сопот—84, Югославия); Приз кинокритиков ГДР (1985); Приз критики (режиссер П.Тодоровский) и приз за лучший игровой фильм МКФ в Праге—85; Номинация на «Оскар» в категории «Лучший иноязычный фильм 1984 года».
Краткое содержание: Однажды, оглянувшись на знакомый голос, Саша узнает в грубой продавщице пирожков Любу - женщину, в которую он был влюблен во время войны...
Кстати, Тодоровский (земля ему пухом)рассказывал, что это фильм автобиографичный - про него самого.
Нетужилин - это он и есть. Ещё рассказывал как упрашивал именно Бурляева сыграть, чтобы получилось похоже.
Андрон, а чтобы понимать сколько в нашей армии грязи надо просто послужить самому, хотя бы срочную. Если же только парады по телеку смотреть, то, конечно, - всё чистенько.
Интересный ракурс у Бомбата насчет продажной России. Ведь в 2012 году уже как-то неприлично думать, что фильмы они о людях. Фильмы об архетипах как минимум. По Бомбату получается, что Россия продажная. Возможно это и предполагал режиссёр. Не спорю. В 80-ых все, кому не лень было, выискивали в России гнилостные черты, чтобы найти базу для перестройки. Бомбат даже прав. Другое дело, что у России ака Любаши произошёл срыв. Она любила молодого командира и только его, а командира убили на войне и понесла её нелегкая по жизни ради выживания. Таков характер Любаши. Это вам не Катерина Тихомирова, что вгрызлась в работу и учебу после рождения дочери от обманщика. Катерина Тихомирова прямо протестантка какая-то безэмоциональная, нерусская. Потому американцы и дали "Москве слезам не верит" Оскара, что Меньшов выделил в Москве протестантский безэмоциональный спайс (spice) приправку - фундамент будущей перестройки. А ломанули в перестройку как раз дети и внуки Любаши, которая похоронила свою русскую волну после войны. Это как в сказке налево пойдешь себя погубишь, направо пойдешь в протестанты безэмоциональные попадешь, что тоже погибель для русской души. Андрейченко в "Военно-полевом романе" сыграла по сути Катерину Измайлову, которая и сама погибла, и Сонетку утянула за собой. Актрисе удалось в её творческой биографии сыграть Леди Макбет Мценского уезда. Большая удача, когда один фильм потянул за собой классику архетипического образа России. Любаша, уйдя в омут продажи себя за кусок хлеба с маслом, утянула всю Россию в последовавший уже через 40 лет реванш кулацкого троцкизма, который у нас называют либерализмом и демократией. Кидайте, Бомбат, камни, это нам на пользу. Будем хлыстами выбивать из себя гниль.
Занимательное кино про любу удачно торгующую своей пирожками то-есть. То командиру какому- то на войне продаст, то уголовнику в мирное время, а в конце и чиновнику со свиными глазками продала по сходной цене. Главному герою, походу, ничего и не обломилось. Хотя любаша ведь прямо спросила его в начале фильма закутавшись в платок и куря папироску-"Сколько?".
Да что ж такое!
Дай, думаю, посмотрю хорошее кино на военную тематику, что-нибудь «новое из старого». Что там по программе? «Военно-полевой роман». Название на слуху, по отзывам, кажется, ничего. Самое то, одним словом. Смотрим!
А не тут-то было! Гадкое на поверку кино оказалось. Грязь. «В лучших традициях» «Анкор, еще анкор!» Совпадение ли? Сомневаюсь.
Ощущения те же, во всяком случае. Непреодолимое желание вымыть руки. Оно, может, конечно, и честное, это кино, и правдивое, и реалистичное, но… Кому нужны эта правда, эта честность и этот реализм?
Люди выиграли войну. Казалось бы. А тут выясняется, что руководящий состав только и делал, что «риоритил» по палаткам с фронтовыми шалавами. Да в оба глаза – чтобы не подглядывали всякие там! Пуля-то, хоть и дура, надо – и в палатке найдет, а баба привыкла уже. Красиво жить, вкусно есть, мягко спать. Относительно, конечно, но не суть. Как тут не заголосить-то о долюшке горькой да несправедливости великой! Дескать, всё было, да вдруг разом ничего не стало.
Ну да ничего. «Главное верить в себя – и всё получится!» Хороший девиз. Не «пред» так «зампред» – обязательно попадется. Ну а дальше – дело техники. Уж с ней-то, слава богу, проблем нет. Уж на что герой В. Проскурина – суровый с виду малый, а «захомутали форточника-акробата», как миленького. Ну, неужто не мерзко?
А «он» чем же лучше? Выдумал себе, понимаешь, любовь. И ладно еще на фронте – «на безбабье», что называется. Но потом-то! Вроде и женился уже, и остепенился. А увидал на улице и изошёлся весь ажно! По ком?! Помните «Холодное лето 53 года»: «Я в законе вор, а ты мародер – от тебя за версту трупами смердит!» Вот что-то подобное, правда «аромат», как Вы понимаете, несколько иной. Зато суть та же.
А «он» – ничего, «ему» нравится. А, самое забавное, что и жена «его» – туда же. Лебезит, расстилается перед ней. Диву даешься. Чего ради?! Не понимаю я этих людей. А как же чувство собственного достоинства, гордость? Где всё это?
И ведь, главное, снято-то неплохо! И сыграно мастерски. Но не об этом речь совсем. Настолько отвратительны персонажи, что смотреть противно.
4 из 10
Не соглашусь с последним комментарием. Персонаж Андрейченко - обычная женщина с непростой судьбой. Что в ней такого, что вы сразу навешиваете ярлык "мразь"?! Ну не Зоя она Космодемьянская, не Пенелопа, Травиата, Паша Ангелина или Ирина Архипова. Нет в ней особенных, жертвенных, героических качеств, образования или таланта. Она ОБЫЧНАЯ. Это - преступление? О таких фильмы снимать нельзя?! Она устраивала свою жизнь по своему. Как получалось - зависело еще и от объективных обстоятельств, исторической эпохи, происхождения, воспитания и пр. Не стоит так принижать ее.
Очень уныло. Ходит тощий Бурляев, советский человек в футляре, и портит очарование Натальи Андрейченко. Всё в декорациях нищеты, голода и холода. Так Тодоровскому для пущей духовности, наверное, захотелось.