Краткое содержание: Избегая внешних эффектов, режиссеры в сдержанной манере рассказали о драматической судьбе американского летчика Бэна Эисли, зарабатывающего на подводных съемках. Объект его внимания - акулы. Чтобы получить интересный снимок, герой изредка совершает нелегкую экспедицию на самолете с сыном. Однажды во время схватки с акулой Бэн получает ранение - и не может вести самолет. Тогда маленький Дэви садится за штурвал и принимает свой первый бой с судьбой...
Последний дюйм (смотреть онлайн)
Последнее обновление: 13.02.2008 17:54:56
Отзывы зрителей:
Потрясающий фильм.Встретил в детстве исполнителя главной роли и как это изменило мою жизнь. Читайте "Знакомство на даче" страничка Проза Кутуркин Виктор
Фильм снимали через 13 лет после войны. Страна и люди ещё раны не залечили. Получился шедевр. Что снимают в течение 17 лет пребывания у власти нынешнего шибздика ?
Заблёванную подворотню, из которой он и выполз.
Отменный фильм!
Смотрел его в очень раннем детстве и запомнил на годы. Пересмотрел недавно. Сухо и лаконично, но пронзительно.
(А по фильму тут ощущение больше от Хэмингуя, чем от Олдриджа, и тогда и теперь).
Перечитал все отзывы о этом фильме. Всколыхнуло мою душу то, что я в этих отзывах прочитал о своих мыслях и чувствах вызванных этим фильмом.
На первый взгляд простой фильм, с незатейливым сюжетом, но какая сила духа в нем!
Я тоже рос на этом фильме, и тоже начал летать благодаря ему.
Искренняя благодарность авторам этого фильма, и всем тем людям которые приняли участие в его создании.
Благодарность всем тем кто его помнит, и рассказывает о нем своим детям.
Все таки это эпохальное произведение, произведшем неизгладимое впечатление на целое поколение людей!
Потрясающий фильм! первый раз смотрела его в далёком детстве, и потом, сколько не пересматривала, впечатления такие же сильные и берущие за душу, как и в первый раз...одним словом - шедевр! с большим сожалением узнала, что роль мальчика Дэви была единственной у Вячеслава Муратова...очень жаль! судя по тому каким оказался дебют, он мог бы стать блестящим актёром...
и почему бы, действительно, какому-нибудь тв-каналу не посвятить передачу об этом фильме и его создателях?! это было бы очень интересно и тем, кто этот фильм знает и любит, и тем, кто о нём вообще не слышал
Удивительно,но у этого фильма есть общее с фильмом "Человек-амфибия"(СССР, 1961г.,реж. В.Чеботарев, Г.Казанский): экранизация лучше, чем литературный оригинал. Впервые посмотрел фильм еще ребенком. До сих пор под впечатлением.Судя по отзывам, это неординарный фильм, многие зрители примерно моего возраста испытывают одни и те же ощущения. Уверен, с поправкой "на эпоху", современным фильмам далеко до него.
не разделяю восторгов некоторых про песню в фильме. сейчас не впечатляет, ну никак. просто может мешает то количество хорошей музыки, которую пришлось услышать в жизни?
to Александр:
Это перепост с кинотеатра.ру, из комментарий от Геннадия Фролова: "Снимали натуру на Каспии, в Азербайджане, поэтому там пески и пустынный берег. В эпизодах (механик, хозяин кафе, врач) снимались азербайджанцы."
Очень сильный фильм - один из моих любимых - и замечательная музыка. В первый раз посмотрела лет в восемь и до сих пор обожаю это кино. Бен Энсли чем-то похож на моего деда. Он тоже был мужественным человеком, обожал приключения и мог выпутаться из любой ситуации. Перед смертью дедушка сказал мне: "Никогда не отчаивайся, что бы не случилось!" Так что фильм для меня - это встреча с моим внутренним Я, со страхами и мечтами. Он дает огромный заряд энергии, чтобы выйти победителем из самой трудной ситуации. "Нам ведь нужно понять все - до последнего дюйма!"
Фильм-шедевр без всякого преувеличения. И гораздо сильнее по эмоциональному восприятию, чем замечательный рассказ Олдриджа. Про великолепную музыку и операторскую работу говорить не буду, хочу про актеров. Фильм (к которому возвращаешься и восхищаешься в любом возрасте) всё-таки рассчитан на мальчишек и завоевывал (и завоевывает) их сердца сразу и навсегда. Почему? Благодаря замечательным образам отца и сына, созданным Николаем Крюковым и Славой Муратовым. Деви из рассказа замкнут и несчастен, боится и не любит Бэна и понимает в душе, что он не нужен ни отцу, ни матери. Сила характера и ярость десятилетнего ребенка, который надрываясь, спасает и себя, и отца восхищают и потрясают, но в рассказе нет того главного, что есть в фильме – нет любви к отцу. Даже в конце рассказа Бен не понимает – оттаял ли несчастный мальчишка после всего, что он перенес, стал ли Дэви ближе к нему? Огромная любовь Дэви из фильма к своему отцу меняет буквально всё и делает фильм гораздо привлекательней рассказа. Мальчик никогда так не потянется к отцу, которому сын не нужен. И не вырастет никогда у такого отца открытый, добрый и смелый мальчишка. И мужественный летчик Бен Энсли в фильме предстает перед нами в гораздо более привлекательном образе. Он суров и сух с сыном, но разве дала нам замечательная игра Николая Крюкова хоть каплю сомнения в том, что Дэви ему не дорог?
Да и кто поверит в то, что суровый летчик, отлично знающий цену словам и поступкам, может просто взять и прижать Дэви к груди или погладить его по голове? Разве не выглядело бы это фальшиво для ТАКОГО ФИЛЬМА? Фильма, где любовь доказывают не лаской и нежностью, а надрывая себе жилы на пустынном морском берегу?
Не только характер и мужество помогли Дэви в фильме преодолеть всё до последнего дюйма, но и бесконечная любовь к своему отцу. Великий фильм!
Прежде чем заниматься бизнесом в Северной Африке, лётчик прошёл войну. Лётчик тяжелым трудом зарабатывает деньги. Какая уж тут свобода и свободный полёт?
Прежде всего, я должен сказать: Для меня этот фильм – любимый. И это, по моему, дает мне право сказать все, что о нем думаю.
Почему тогда он так понравился нам, мальчикам, влюбленные в авиацию? Потому что там мы впервые увидели СВОБОДУ и свободный полет. Все другие фильмы внушали: «Вам авиация нравится, потому что вам хочется стать хорошими бойцами и бит врага, когда понадобится!». Нет! Это неправда! Нам просто хотелось научится летать и сделать авиацию своей профессией. Спросите кого-нибудь летчика послевоенных лет, он подтвердит это. А в «Последнем дюйме» кто-то нанимает самолет, берет с собой своего сына, летит куда ему захотелось, конечно, на свой риск и ответственность. Это опасно, неразумно, но это – свобода! Поэтому так понравился фильм.
В фильме ест некоторые «авиационные» неточности. Но это – пустяки! Например: Они летели, не застегнув ремни. После посадки, у двигателя створки охлаждения были закрыты, а было очень жарко... После взлета море оказалось слева, как при посадке, а курс был обратный. При посадке Дейви правильно выпустил щитки, а не только регулировал триммер, как ему сказал Бен ... и т.д. Но это действительно – пустяки!
Наконец – песня. Она повторяется четыре раза! Это уже слишком! Простите, но и голос исполнителя лично мне не нравится. Какой-то неустойчивый, вибрирующий, неплотной ... Может быт, это великий артист, но мне как-то не по душе ...
В конце концов скажу снова: Это мой любимый фильм!
Удивлён тем,что никто до сих пор не обратил внимание на одно обстоятельство.А именно-в фильме вместо голоса Николая Николаевича Крюкова мы слышим голос другого замечательного артиста-Юрия Владимировича Толубеева.Подобное-не редкость в кинематографе,но всё же любопытно-зачем(или почему)был сделан дубляж в данном случае.Кто знает,напишите,пожалуйста.
Удивлён тем,что никто до сих пор не обратил внимание на одно обстоятельство.А именно-в фильме мы слышим голос не Николая Николаевича Крюкова,а другого замечательного артиста-Юрия Владимировича Толубеева.Кто знает-напишите,зачем(или почему)понадобился этот дубляж.
Фильм отличный! Сегодня впервые посмотрела его на 5 канале, но слышала о нём задолго до того. Об этом фильме с восторгом вспоминал неоднократно в своих произведениях известный детский писатель Владислав Крапивин,теперь и я фильм наконец-то посмотрела и полностью разделяю его мнение.
Хотелось бы узнать судьбу мальчика, игравшего Дэви.
На мой взгляд фильм гораздо интереснее рассказа Олдриджа. Это одно из сильнейших впечатлений моего детства, оставшееся на всю жизнь. Когда фильм долго не показывали по ТВ, а на носителях его нет, я по нему скучал. Записал в 1997 году и с тех пор смотрю регулярно.
Роль Н. Крюкова озвучивал Ю.Толубеев.
Фильм, как и литературный первоисточник, вовсе не безыдейный, как считают некоторые участники форума. И рассказ Дж.Олдриджа всё-таки не хуже, а лучше любимого мною фильма. Пацифизм, непротивление злу, толстовство - это религия Хэма, Ремарка, Олдриджа, всех американских австралийских и т.п. писателей, представителей так называемого "потерянного поколения (Lost Generation)", поколения безусых мальчишек, попавших в жернова 2-й мировой войны. Здесь не отец, ветеран войны, грубый и бездушный человек учит своего сынишку зализывать раны и летать на самолёте, а сынишка даёт отцу урок любви, терпения и всему прочему, что отец забыл и потерял.
Malamute
(Много раз смотрел этот фильм в детстве, но сейчас, посмотрев его недавно по ТВ, с сожалением увидел, что фильм, несмотря на многие достоинства, устарел. Много снижающих весь пафос технических "не верю". Например, как правильно заметил мой сын, почему бы дяде, не имеющему видимых аовреждений, было хотя бы не попытаться доползти, если даже не дойти до самолета, тем более, что в итоге он лишился не ноги а руки... )
Хоть уже и прошло 2 года, я отвечу. :) Вы с сыном похоже если и выбираетесь за город, то только сидя в машине? А работаете стуча по клавишам компьютера? Попробуйте как-нибудь пройтись по глубокому снегу (который не держит человека) километров пять без лыж и снегоступов. А потом (скорей всего у Вас ничего не выйдет) послушайте отзывы знакомых вроде "Ты чё, пять километров не смог пройти? Да я на машине 120 бы сделал свободно. Ты гонишь, чувак" :)
Думаю,найду единомышленников!В детстве мечтал стать летчиком(любимый дядька Саша-летчик приезжал в обалденно красивой форме с рейса к нам в Москву переночевать,вынимал и прятал куда-то настоящий пистолет из кабуры и две обоймы патронов-для меня,восьмилетнего мальчика он был идеалом мужчины!(он был пилотом Ту-134,гражданской авиации)Я выбегал во двор в его синей фуражке с золотым орлом,которая скрывала счастливое лицо ребенка до подбородка! А запах козырька я помню до сих пор-военные люди поймут о чем я говорю!) Тогда же увидел фильм "Последний дюйм"-Был по детски потрясен,тогда, в основном,мальчиком,который сам вел самолет!Ведь это было моей сокровенной мечтой!Это был лучший фильм моего детства,я играл в него с друзьями несколько месяцев. И теперь,спустя полвека, с удовольствием посмотрел его в цвете!Увидел много новых интересных подробностей!(и еще больше зауважал ушедшего из жизни,но не из моих лучших воспоминаний любимого дядю Сашу)С восторгом узнал,что песню поет Артур Эйзен(даже не верится)ведь я с ним работал в Большом Театре и он был одним из любимых певцов и прекрасным человеком!(я работал в оркестре ГАБТа)Если-бы он был жив,конечно-бы спросил у него подробности об этой,ставшей культовой ,песне!Сейчас часто посматриваю(тянет как магнитом)некоторые сцены из фильма-в основном связанные с подвигом Дэви в управлении самолетом-это до сих пор завораживает,_видно детская мечта,неосуществленная, так и берет за живое.Песня и голос тоже завораживают и, часто,включая комп,просто ставлю,не понимая зачем,начало фильма,чтобы еще раз окунуться в удивительную атмосферу этого великолепного фильма!
Долго искал, наконец нашел этот фильм, скачал, теперь смотрю с удовольствием. Этот фильм в детстве произвел на меня огромное впечатление. Он помог понять тогдашнему мне, как надо жить.
Я начала смотреть фильм уже на том месте, когда он лежал на берегу и мальчик боролся со своим страхом...Страхом...но он его переборол и довёл дело до конца...Вижу себя в этом мальчике!Музыка поразила меня,своей отречённостью.
Даже трудно сказать что-то об этом фильме! Я его смотрел в молодости (75-80 годы). Поражаюсь смыслу фильма. Такие фильмы стоят рядом с величайшими шедеврами кино. Для молодежи большой урок как нужно мужать, бороться за свое будущее до последнего дюйма. Музыка и слова сверлят уши своим призывом к борьбе.Чудесный фильм.
Есть произведения искусства, которые никогда не надоест смотреть (картины, фильмы) или слушать (музыка). К таким классическим произведениям я бы отнесла фильм "Последний дюйм". Редкое сочетание вкуса авторов и понимания человеческих поступков (без назойливой идеологии), я думаю, ставит этот фильм на один уровень с "Броненосцем Потёмкиным" и "Чапаевым".
Для нас, пацанов мирных застойных лет этот фильм был окном в мир настоящей мужской романтики, редкой возможностью приобщиться к истинным мужским ценностям и понятиям. Он входит в десятку фильмов, повлиявших на всё наше мировоззрение. Не знаю каким бы было наше поколение без этого фильма – лучше или хуже, но оно точно было бы другим.... Об одном жалею. Что у нас в ту пору был чёрно-белый телевизор. Этот "маленький цветной шедевр чёрно-белой эпохи" нужно смотреть во всей его красочности! В отличии от современного кино, где цвет - такая же простая данность как звук и игра актёров, в цветных фильмах пятидесятых каждый кадр, каждая краска несли не только художественную, но и смысловую нагрузку.
Не хочу подробно. Скажу в двух словах. Потрясающий и великолепный фильм! А песня... А песня, которая сопровождает весь фильм... Не выразить словами. Комок у горла стоит.
Сынишка подрастет, обязательно найду и покажу ему это фильм.
Странное дело - обычно литературный первоисточник на голову превосходит экранизацию. Но не в этом случае - рассказ Джеймса Олдриджа в подметки фильму не годится.
Фильм удивительно лаконичен,американского летчика Бэна Эйсли - Н. Крюков сыграл до мельчайших деталей верно, а именно:
1. Бывший военный пилот - побывал во многих передрягах, знающий цену жизни, слов и эмоций.
2. Он профессионал и четко понимает все тонкости мастерства пилотирования, где нет места для охов и вздохов, а есть точно расчитанный порядок действий.
3. Да... он скуп на эмоции, у него свое представление о воспитании мальчика, который должен стать мужчиной (понятно, юность - когда война внесла свои коррективы...), но все равно в сухости сквозит грубоватая любовь.
4. Замечу к стати, что постоянно присутствует его тревога не за себя а за Деви.
Для тех, кто вспоминает об отсутствии воды в самолете! Бен не собирался брать с собой Деви. А изменил свое решение перед самым вылетом, потому и произошел этот просчет, т.к. все остальное было тщательно собрано и упаковано как принято у военных летчиков.
Ладно, все вышеизложенное, скорее дань логичности самого фильма, хотя есть мелкие незначительные детали антилогики.
Главное - это фильм о том времени и в духе того времени, который воспитывал мужество и обозначал, что человеку подвластно все и сдаваться не надо никогда.
Только не атакуйте меня все сразу, но по-моему Крюков переборщил в образе с холодностью. Я только впоследствии узнала что это отец и сын, а так на протяжении фильма была уверена что это сирота либо с опекуном либо со своим учителем. И мальчик тоже ни разу не произнес слово "отец". Я только слышала одни местоимения: он, не брошу его и т.п.
В следующем году - 50 лет фильму.
Как было бы здорово, если бы появился диск-саундтрек, или хотя бы передача, посвященные этому фильму. Как создавался, как сложилась судьба участников?
Давно интересуюсь основными создателями знаменитой песни. Судьбы М.С.Вайнберга, Марка Соболя, Михаила Рыба - отражение нашей непростой истории.
Как сегодня не хватает настоящих чувств, дел, людей!
Летчик, пески, самолет. Маленький мальчик. На самой окраине жизни, на волосок (на дюйм) от смерти все вещи вдруг вырисовываются в истинном свете. Резко. Конечно, это из области "священных книг"!
На Бена Эйсли пробовался Георгий Жженов, и с его слов, именно Жженова хотел видеть в этой роли Джеймс Олдридж. (Они познакомились на каком-то правительственном приеме в Москве). Однако в процессе проб режиссеры пришли к другому решению и были, по всей видимости, правы - это лучшая роль в кино Николая Крюкова. Жженов потом сожалел, что не сыграл Бена, но неизменно говорил, что Коля Крюков справился с ролью блестяще. Хотя, вероятно, сам Георгий Степанович сыграл бы ее во многом по-другому.
Картину не видел, слышал ли полностью песню - не уверен, но слова вершащие куплет - как резьбой на металле отпечатались в памяти вместе с голосом. Равную по силе впечатления ассоциацию слышу лишь в строках: "Это те, кто в штыки поднимался как один.
Те, кто брал Берлин."
Приговор самому себе - смотреть фильм.
Не буду комментировать отзывы ДЕГЕНЕРАТОВ об этом прекрасном фильме (пусть ИХ отзщывы комментируют соотвествующие лечебные учреждения ... ) Скажу лишь --- и сама воспитана на этом фильме, и 2 моих сына любят ЕГО сиотреть, а не голливудовскую блевотину!!!
Елки палки не ломайте копья да...фильм забавен, и КАК ОН СТРОГО ОСУЖДАЕТ ИМПЕРИАЛЗЬМ и кАПИТАЛИЗЬМ :-)))
какие они там все бездушные и плахие..
ужос...
пересмотрел и все это так лехет в глаза, года то какие-мы такие хороише были а вот ТАМ!!! :-)) Смешно уж звиняйте...
Для тех, кого "раздражает" отсутствие воды в самолете. Почитайте оригинал - повесть Джеймса Олдриджа. "Откупоривая бутылку пива, он снова вспомнил о
мальчике.
- У тебя есть что-нибудь попить?
- Нет, - неохотно ответил Дэви. - Воды нет...
Бен и тут не подумал о сыне. Как всегда, он прихватил с собой из Каира
дюжину бутылок пива: оно было чище и безопаснее для желудка, чем вода. Но
надо было взять что-нибудь и для мальчика."
Не ожидал такой серьезной реакции. Видимо, критика, а тем более шутки, по поводу этого фильма так же неуместны, как и по поводу священных книг. Прошу извинить.
Вот так ничего себе, папа с сыном посмотрели фильм. Просто уму не постижимо, как можно дойти до токого примитивного мышления! Разве в этом заключается смысл гениального произведения и мастерство постановщиков. Вы бы еще написали о том, что в самолете небыло туалетной бумаги, так просто фурор произвели бы на всех. Позор!!!
<почему бы дяде, не имеющему видимых аовреждений, было хотя бы не попытаться доползти>
Если вы потеряете литра 2 крови - вам сразу все станет ясно и понятно.
Много раз смотрел этот фильм в детстве, но сейчас, посмотрев его недавно по ТВ, с сожалением увидел, что фильм, несмотря на многие достоинства, устарел. Много снижающих весь пафос технических "не верю". Например, как правильно заметил мой сын, почему бы дяде, не имеющему видимых аовреждений, было хотя бы не попытаться доползти, если даже не дойти до самолета, тем более, что в итоге он лишился не ноги а руки. Раздражает и то, что в самолете не оказалось воды (хотя пива было с избытком) и аптечки первой помощи. Музыка Вайнберга стильна. Особенно песня в духе бешено популярных тогда Шестнадцати Тонн.
Какая-то парадоксальная ситуация вокруг песни Бена, а точнее вокруг фамилии Боба.
еще при жизни Марка Соболя была выпущена книга его стихов, и в данном стихотворении черным по белому написано - Боб Кеннеди, с ударением на второй слог. Чего гадать? Не мог же сам автор сдать в редакцию какую-то неразбериху!
Песню Бена исполняет замечательный актер, певец Евгений Дятлов, сейчас он снимается в сериале "Улицы разбитых фонарей" и играет в театре Сатиры Макбета. Слушала на концерте в Питере 28.01.07.
Только в вместо Боб Теннели, он поет Бобби Кеннеди.
У меня есть запись, кому надо, обращайтесь.
Игорь Васильевич, эта великолепная песня есть у меня на МР3. Пожалуйста, скиньте свой электронный адрес на zasorin@box.vsi.ru, Юрий. Считаю, что именно ТАКИЕ песни (а не --- "Муси-Пуси") должны звучать по радио и такие фильмы (а не "Рэмбо") идти по ТВ 24 часа в сутки, 365 дней в году!
В 1943г я командовал гаубичной батареей
на юго-западном фронте."Фугас" скосил мне ногу... Песня Бэна колышет до глубины души!!!
Скинте МП-3. Очень ПРОШУ!
Песню Бена Эйсли в фильме поет русский Поль Робсон - солист Большого театра Михаил Рыба (а вовсе не А.Эйзен), умер в 1983 году. Вечная память замечательному певцу!
В 1958 году я посмотрел этот фильм 10 раз подряд и с тех пор смотрю его всю жизнь. Солидарен со всеми авторами, кроме какого-то "Serg". На всякий случай хочу напомнить, что музыку написал композитор Моисей Вайнберг, автор текста - Марк Соболь, а исполнил песню Бэна - Артур Эйзен.
"Простите солдатам последний грех, И в памяти не храня, Не ставьте над нами печальных вех!... Какое мне дело до вас до всех, А вам - до меня?!" - любимыая песня моего отца, майора авиации Великого СССР... Поэтому всем (кроме "Serg...") - огромное СПАСИБО за тёплые слова об этом прекрасном фильме!
Один из лучших (если - не лучший!) советстких (и не только - советских!) фильмов. Фильм о НАСТОЯЩИХ МУЖИКАХ (а не о сволочи в галстучках, просиживающих задницы в офисах, торгующих гигиеническими тампонами).