Несколько лет назад рекламный ролик про шеф-повара Владимира Соколова и майонез «Кальве» транслировался отовсюду, вызывая интерес, улыбку, а потом раздражение. Но и сегодня актер Владимир Стержаков, ежедневно появляющийся на телеэкране в любимых сериалах слышит за спиной: «Вовочка, Кальве!»
Два великих – маршал Жуков и я.
- Читая ваше досье, мы с удивлением обнаружили, что у вас довольно много хороших, заметных ролей и в кино, и в театре, но большинство вас все-таки воспринимает, как Вовочку из рекламы майонеза «Кальве». Не обидно, насколько нам известно реклама в вашей актерской карьере сыграла не самую положительную роль?
- Ну кто знал, что так произойдет? У меня до «Кальве» было более 50 рекламных роликов – кино не снимали, зарплата в театре в любые времена была в два раза меньше, чем у уборщика в метро, я зарабатывал деньги, снимаясь в рекламе: банки, обувь, электроника, кардиологические центры, «Дока-Хлеб», «Вест-Юнион»…
- Вы, наверное, миллионер?
- Не-не-не… Все они воры! Самые незащищенные артисты это у нас и, наверное, где-нибудь в Пакистане. Нам платили очень мало. Единственный положительный момент – это бешенная популярность, я это точно знаю, потому что ездил по стране со спектаклями. Да что говорить: у меня возле дома школа, я из подъезда не мог выйти – дети толпами стояли, играли в Вовочку.
- Говорят, на съемках клипа было много неожиданностей.
- У меня буквально за месяц до этого родился первый сын и я по земле не ходил, а летал, весь светился, поэтому работалось на подъеме. Изначально сценарий ролика был никакой, мы с режиссером Тимуром Бекмамбетовым придумали мой характер, биографию, чадолюбивую мамочку и этот диалог с ней. Легендой уже стала история моего шейного платка – никак не могли найти кусок ткани подходящего ярко-зеленого цвета, пришлось разрезать мужские трусы… нет, не мои, купили новые, чистые, замечательные трусы, которые и повязали мне на шею.
- В тот период, когда ролик транслировался ото всюду, вам сильно доставалось от народной любви?
- Комичные случаи происходили постоянно. Один из них – вы не поверите, такое выдумать невозможно: мы с друзьями каждое лето ездили на рыбалку на Волгу в Калмыцкие степи. Мне нужно было позвонить домой, и я пошел в местное сельпо – там на весь поселок одно административное здание, в котором одна дверь ведет на почту, а другая к директору колхоза. Я перепутал двери, заглянул не туда, увидел, что там серьезные дяди и тети сидят, извинился и пошел на почту. Позвонил домой, вернулся в наш палаточный лагерь, а через пару часов вижу: по степи в нашу сторону два «козла» пылят, подъезжают, оттуда выходит председатель колхоза с членами правления, все при параде, с цветами – направляются к нам. А среди нашей компании рыбаков артист один я, понимаю – по мою душу. Подходят ко мне, председатель жмет руку, вручает подарки, произносит торжественную речь и в конце заявляет: «На нашей земле за всю историю были только два великих человека – маршал Жуков во время войны с этого берега осматривал позиции немцев, и великий повар Владимир Соколов»… Девочки, со мной там истерика случилась! А второй случай произошел под Новый год, я долго не мог поверить, что это не розыгрыш. Звонит телефон: «Здравствуйте, моя фамилия такая-то, я дальнобойщик, мы с коллегами застряли под Петербургом, везем пять фур майонеза «Кальве», очень хочется до Нового года попасть домой к семьям, позвоните, попросите, чтобы нас поскорее растаможили». Где они взяли мой телефон, честно, не знаю. Вот такие истории, а в основном, ко мне подходили на улице, хлопали по плечу и говорили: «Какой же ты придурок, Вовочка». Хочу вам сказать, что из-за этого майонеза я потерял потрясающую роль: со Свердловской киностудии мне привезли сценарий, лучшего я за свою жизнь не читал, меня утвердили на роль, а потом сняли, продюсер не захотел – это был период, когда в продюсерских компаниях висели списки из 10 человек, которых не снимать, потому что они засветились в рекламе: я, Александр Семчев, Люся Артемьева… Если следовать такой логике, то ни Антонио Бандерасу, ни Ким Бесинджер в большом кино больше делать нечего. Абсурдт! Я практически поставил точку на этих всех рекламах, может быть соглашусь только, если вокруг меня 20 продюсеров сядут и каждый начнет выкладывать кошельки.
- Может, стоило заняться бизнесом – продажей Кальве, например?
- А я работал, это было еще до «Кальве», я по той работе очень скучаю. Это случилось неожиданно, как бывает в кино: вдруг на улице встретил своего давнего приятеля, он пароходчик, устраивает замечательные круизы: Днепр, Черное море, у него два парохода. Поздоровались, обрадовались друг другу, за жизнь поговорили, он поинтересовался моим заработком. Когда он услышал сумму моей «гигантской» зарплаты, его зашатало. И он взял меня к себе первым замом: в моем подчинении были два шикарных четырех палубных теплохода, я сам набирал команду, следил за кухней, занимался хозяйством, развлечениями, охраной… Но при этом у меня была договоренность: если вдруг спектакли – я играю, съемки – я снимаюсь. Но так как в коридорах Мосфильма тогда висела паутина и кроме рекламы вообще ничего не снималось, совмещать профессии мне не пришлось. Гордостью этой работы стали круизные гастроли МХАТа на теплоходе по Волге.
Град наград прошел мимо
- Мы читали вы родом из Прибалтики, как оказались в Столичном МХАТе?
- Я родился в Таллинне. Была война, папа воевал, потом остался в Таллинне: что-то разминировал, восстанавливал, строил. А мама там же трудилась на заработках после возвращения из Германии, куда была угнана во время войны. Они встретились и живут вместе вот уже 55 лет, дай Бог им здоровья, за все эти годы я ни разу не слышал, чтобы папа повысил на маму голос, и сейчас, когда я приезжаю к ним, вижу, что любовь не меркнет, нежность никуда не уходит. Родители так и остались в Таллинне, сначала жили в какой-то голубятне – там родилась моя старшая сестра, потом был свой угол – родилась вторая сестра, а я уже появился на свет в собственном каменном доме. Причем, своему рождению я обязан папе – мама не хотела меня рожать, потому что жить было трудно после войны, она уже пошла на аборт, а папа полз за ней на коленках и кричал: «Я чувствую, что будет сын», - папочка настоял, чтобы я появился на свет.
- Родители вряд ли мечтали увидеть вас актером, как отнеслись к вашему выбору?
- Спокойно, я с детства ходил во всякие кружки, был отравлен актерством. Мои родители и сами очень музыкальные люди – папа замечательно бьет чечетку, а мама потрясающе поет. В общем, мое поступление в Школу-студию МХАТ никого не удивило, потрясло другое – по окончании института меня, провинциального мальчишку Ефремов берет во МХАТ, клянусь, без блата, без московской прописки – он просто посмотрел дипломный спектакль. И несмотря на огромную труппу, у меня были роли, не главные, конечно, но хорошие роли в замечательных спектаклях.
- О закулисных интригах в любом театре ходят легенды. МХАТ всегда славился красивыми женщинами… любимыми Ефремовым. Наверное, за кулисами спектакли разыгрывались похлещи, чем на сцене?
- Мне всегда это было настолько неинтересно… Иногда видишь вдруг какая-то актриса расцвела и ходит другой походкой – понятно, фаворитка, кто-то ее творчески разминает. Через неделю становится нормальным человеком, и уже другая актриса как-то по-особому кофе пьет, манерничает. Была знаменитая история, когда две актрисы…. не будем фамилии говорить, ладно? – две красавицы, две героини, играли в одном и том же спектакле. Они сами покупали себе цветы, отдавали знакомому мужчине, чтобы тот им их выносил. Эта борьба дошла просто до уровня войны, каждый спектакль букеты были все выше и выше. Я помню победу одной: когда юноша, моложе ее раза в полтора, стройный, красивый, с томным взглядом, с коленопреклонением вручил актрисе черные розы – это в советские-то времена. Та как-то небрежно, жеманно их взяла. А ее соперница, которая стояла на другом конце сцены на не выдержала, закрыла лицо рукой и убежала. На этом война закончилась.
- А почему вы ушли из театра, вы ведь довольно долго там прослужили?
- Двадцать лет. Ушел потому что эпоха моей жизни в этом театре, где я играл очень много, закончилась с уходом Олега Николаевича Ефремова. Пришла другая эпоха со своими учениками, в которой мне места не нашлось. Представьте – было столетие театра: град наград, званий, премий, - я единственный, кто ничего не получил. Надо было ходить, намекать, просить а я живу по Булгакову: «Не проси, сами предложат, сами дадут». Я старорежимный человек, я прошел октябрят, пионерию, комсомол, меня учили: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях», - я просить не могу. Поэтому МХАТ для меня закончился, и я обрел творческую свободу – начал активно осваивать кино, благо сейчас много работы в этой области.
Подкупил связкой бананов
- Вы обмолвились, что перед съемками «Кальве» у вас родился первый сын – значит не единственный? Но папа вы взрослый – вероятно это не первый брак?
- В логике вам не откажешь. О первом браке можно поговорить, но там не было ничего интересного, и самое главное, там не было любви – а без любви жить нельзя. Я не хочу хаять свою жизнь – что Бог дал, то и дал, но могу сказать, что то были не самые светлые дни, там не было семейного счастья, да и семьи не было. Все произошло по велению какой-то мимолетной эмоции.
- Наверное, студенческий брак. Она актриса?
- Нет, она музыкант… А потом я лет шесть был убежденным холостяком – не скажу, что женоненавистником – нет, все прекрасное я люблю, особенно красивых женщин. Я прощаю России все ее перестройки, революции, дефолты только ради красивых женщин, потому что ни в одной стране мира, а я объездил все, от Америки до Японии, просто нет таких красавиц, как у нас. В Японии через неделю почувствовал дискомфорт и стал задавать себе вопрос: «Я мужик или нет?», - я не поймал на себе ни одного женского взгляда. Вот такая стерильная во взаимоотношениях страна.
- Как же закончилась ваша холостяцкая жизнь?
- Я возвращался с ночных съемок домой, спать, во мне уже было граммов 200 коньячку, в сумке зубная паста и бананы, зашел в хлебный магазин. В кассу стоял длинных хвост людей. Уже подходила моя очередь, когда я увидел в конце девушку, которая явно опаздывает – я предложил ей поменяться местами. А потом догнал и спросил телефон, сказал: «Если соврете, не обижусь». Она назвала мне набор цифр, я зачем-то вручил ей бананы и пасту и пошел домой. Прошел день, два, неделя, я не могу понять, что за цифры вертятся у меня в голове, пролистал записную книжку, ежедневник – нет такого номера. Позвонил. И когда услышал: «Аллё!», - все сразу вспомнил. Алла потом рассказывала, как жаловалась своей подруге: «Представляешь, какой-то мужик небритый, с макияжем на лице подарил мне бананы, а я дала ему свой домашний телефон – не понимаю, как это случилось». А потом почти год у нас происходила чисто-романтическая история: я называл ее только на Вы и по имени отчеству и всех своих друзей заставил ее так называть. Однажды я приболел, температура перевалила за сорок, было совсем плохо, я лежал в своей коммуналке, она позвонила и стал что-то говорить в полном бреду. Вдруг открывается моя дверь и входит она, у меня в голове пронеслось: «Ангел!». Тогда я решил, что безнадежно созрел предложить Алле руку и сердце.
Нет детей? – Расстрелять
- А как она отнеслась к тому, что вы актер?
- Я очень много ее водил по театрам, знакомил с друзьями-актерами, она видела мои работы в театре, ей нравилось. Но когда мы пришли к ней домой, к маме с папой – опять же академично: цветы, торт, шампанское, – и когда я сказал, что мы с Аллой решили пожениться, то моя теща, схватилась за сердце и начала валиться на бок. Я же говорю: у нас все происходило академично.
- Так сколько у вас детишек?
- Двое сыновей. Крошек зовут: старшего, которому уже пять лет Дениской, а младшенького – ему скоро пол-года – Алешкой. Я – сумасшедший папа, потому что, о чем бы ни начинался разговор: о футболе, о рыбалке, заканчивается он обязательно моими малышами. Я их безумно люблю, однажды полночи простоял над Денискиной кроваткой. Я пришел с ночной съемки, часа в два ночи, подошел к Дениске поправить одеяльце, Алешки тогда еще не было, и вдруг он проснулся: «Ах, папа!», - схватил мою руку и прижал к себе. Я подергал – он не отпускает - так и заснул. А я так до утра над ним согнувшись и простоял, боялся разбудить. Не хочу работать, хочу сидеть с ними, носы вытирать, кашей кормить, воспитывать – если бы найти клад, я бы стал домохозяином. Мне вообще доставляет удовольствие заниматься хозяйством и всем, что под этим подразумевается: чистка, уборка, готовка, поэзия рынков, магазинов - это просто для меня, я успокаиваюсь. Готовлю я по ночам, когда все спят, чтобы никто не звонил, не мешал, чтобы не дай бог не перекипел мой бульончик, или еще что-то. Обожаю готовить первые блюда: борщи, солянки, харчо, шурпа, рассольник – все-все… Даже скептики, которые приезжают в гости едят за обе щеки, а остатки в глаза пипеткой закапывают.
- Вашей жене повезло.
- Она тоже работает, но физических сил у нее поменьше, ей надо отдохнуть после работы. Ну если мне не трудно что-то сделать, то почему бы нет?
- Как вы относитесь к спору: актер – это больше мужская или женская профессия?
- Правильный японский театр Кабуки, где все мужские и женские роли играют мужчины, русский театр пошел по неверному пути. Мое мнение – женщина должна рожать и сидеть дома. А то бедные дети неделями не видят маму, кем-то воспитываются, а она заявляет: «Я актриса!». Г…но ты, а не актриса, сотни таких актрис сидят вообще без детей: «Ах, я не могу, я карьеру делаю». Я бы построил каменную стенку и назвал бы ее «Стена актрис». Ты звезда, актриса, но у тебя нет семьи и детей – расстрелять. А во всем остальном я действительно очень люблю женщин, они для меня хороший стимул. Допустим, я не выспался, плохо себя чувствую, прихожу на съемочную площадку, а там надо искрометнуть, чтобы глаз горел - я люблю работать с куражом, чтобы капилляры в глазах лопались от напряжения. Так вот, чтобы такие эмоции возникли я посвящаю кадр одной какой-нибудь женщине.
Актер с не запоминающейся внешностью
- Есть у некоторых актеров присказка: После этой роли я проснулся знаменитым. У вас есть такая роль, помимо Вовочки, конечно?
- Со мной такого никогда не будет, у меня такая внешность, что нужно все-время о себе напоминать. Режиссеры при встрече обычно спрашивают: «Где я тебя мог видеть?». – в «Нине», в «Сыщиках», в «Даше Васильевой»…
- А кого вы там играли?
- Вот видите! Двух воздыхателей Дарьи комиссара французской полиции Перье и российского полковника милиции Дягтерева. Интересно было играть двойную роль, приходилось меняться кардинально - и внешне и внутренне, мои герои ходят по-разному, разговаривают, в машину садятся, едят, у них разный темперамент и привычки, потому что они выросли и живут в разных государствах. Но их объединяет преданность профессии, а еще трогательная любовь к Даше. До этого я сыграл немыслимое количество негодяев: подонков, криминальных авторитетов, грязных политиков… Бориса Березовского сыграл в «Мужской работе» и знаю, что ему самому понравилось.
- Чего от вас ждать дальше?
- «Дашу Васильеву 2 и 3», обещаю, будет намного интереснее и динамичнее. Еще идут съемки безумно смешного сериала под названием «АфроМосквичи», о приключениях Африканского принца в обычной Московской семье. Ну о чем мы говорим, вы знаете, что пятого марта грачи прилетели в Москву, впервые за сто лет весна наступила так рано. Боже, как это прекрасно и трогательно!
Анкета:
Любимая реклама – «Банк империал» …- До первой звезды
Любимое время года – осень, когда улетают журавли, а вообще любое
Телепрограммы – смотрю спортивные, остальное принципиально не смотрю
Пресса – газеты и журналы спортивной, охотничьей и рыболовной направленности
Любимые виды спорта - игровые, единоборства
Музыка – так люблю классическую музыку, что плачу на концертах
Фирменное блюдо - все первые блюда – это мои фирменные: все борщи, солянки, харчо, шурпа, рассольник – все-все.
Самый большой улов – лещ 4 кг 100 гр – где-то 50-60 см
Автомобиль – езжу на АУДИ, но больше нравится Тайота
Отношение к женщинам за рулем – очень хорошее.
Из рекордов - В картине Бондарчука «Тихий Дон» сыграл восемь(!) эпизодических ролей и одну основную – младшего Шамиля, ближайшего друга Григория Мелехова