Сообщения оставленные с IP-адреса: 92.46.185.159
Фильм: Жизнь Клима Самгина
"Извечный спор между материалистами и идеалистами". Вот в чем суть конфликта, по-моему. Идеалисты, к которым принадлежали религиозные философы Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский видели задачу интеллигенции в пересмотре старых ценностей, в возвращении к истине, к вере, т.е. удалялись от политики к нравственно-религиозным вопросам, а материалисты, такие как Ленин, Плеханов, Кропоткин желали действовать здесь и сейчас, вооружившись социально-экономическими теориями, исправить несправедливость, царящую в мире. Идеалистам была дороже истина, материалистам - вера в социальную справедливость, идеалисты обвиняли материалистов в фанатизме, презрении к истине, философии, нравственным вопросам, материалисты винили идеалистов в бездействии, лояльности к существующему режиму, склонности к мистицизму, праздномыслию. В этом смысле, согласно предыдущему отзыву, можно назвать позором нации скорее идеалистов, чем материалистов, потому что именно они разочаровались в политической борьбе, ибо она неизбежно ведет к материалистическим убеждениям через признание класса выше личности, приспособление морали к политическим убеждениям (что выгодно тем идеям, которые я защищаю, то и нравственно), и т.д.. Но говорить так значило бы соглашаться с материалистической оценкой интеллигенции, однако, я как идеалист, назову это ложью, и выскажу свою точку зрения на смысл интеллигенции. Я считаю, он заключается в том, что интеллигенция должна быть носительницей КУЛЬТУРЫ, ее роль в истории - просветительская, как только интеллигенция встает на путь политики, применяет свой ум и волю для политической борьбы, она превращается в гибельное орудие нации, в результате ее действий на политическом поприще, вред наносится и власти и народу. Я хочу обратить внимание на то, что я не запрещаю интеллигентам заниматься политикой, но пусть это будут не мечтатели, не фантазеры, не те, кто идеи ценит больше, чем людей, а трезвые, профессиональные в политической и экономической области люди, практики, такие как Столыпин, Витте, пусть они будут в политике не как интеллигенты, а как профессионалы, ибо еще Платон утверждал, что каждому надлежит заниматься одним делом, и только таким, к которому он более всего способен от природы. В этом смысле Ленин меньше интеллигент, чем какой-нибудь учитель гимназии, скромно выполняющий свой профессиональный долг, вкладывающий душу и знания в дело народного просвещения. Что касается Самгина, то он был скорее либералом, и, как мне кажется, уделял слишком мало внимания религиозно-нравственной проблематике, оттого что был чересчур воспитан и образован научным методом мышления, что, в принципе, тогда было не редкостью для многих интеллигентов, отсюда его беспринципность и безволие и бессмысленность жизни.
|