Сообщения оставленные с IP-адреса: 77.87.102.78
Фильм: Под каменным небом
Давно не заглядывал на сайт Киноэксперта, и был приятно удивлен столь бурной ответной реакцией на мой комментарий к обвинениям в адрес норвежцев в безудержном коллаборационизме и прочих грехах.
По порядку. Сперва Олегу. Вы абсолютно правильно заметили в финале своей отповеди, что "Невежество-не есть повод". Поэтому советую Вам для хотя бы относительного избавления от этого досадного, но в сущности исправимого недостатка, обратиться, ну хотя бы, к 12-томной "Истории Второй мировой войны 1939-1945 гг.", изданной в советское время -1973-1982 гг.- и не склонной преувеличивать роль Сопротивления, которое Вы почему-то берете в кавычки, в несоциалистических странах (тех, которые потом не стали "социалистическими" с нашей помощью ). Если нет такового труда под рукой, можете за бедностью обратиться к ЛЮБОМУ учебнику истории или военно-исторической работе по Второй мировой войне- вне зависимости от года издания и автора. Все приведенные мною данные, с разной степенью подробности, изложены, подчеркиваю, в ЛЮБОЙ из них.Посему , свидетльствуя полное почтение к Д.Жукову, его работе и Вам как их читателю и популяризатору, советую как раз для ликбеза заглядывать и в другие книги и читать их полностью, а не только то , что Вас в них устраивает.
Что до Квислинга, то в армии Власова было побольше бойцов, чем во всей фашисткой партии Норвегии.Но это не дает нам сегодня основания говрить, что в СССР было повальное сотрудничество с нацистами, а советское партизанское движение брать в кавычки, как Вы поступаете непонятно почему с европейским Сопротивлением. Тем более достойна уважения норвежская армия, которая не подчинилась собственному министру обороны-изменнику и честно дралась с агрессором.
Александру.Если Вы являетесь поклонником относительного исчисления, то советую посмотреть проценты потерь Польши-она-то точно не была "взасос" с Гитлером 6 лет, потеряв кооло 6 млн. граждан и выйдя на 1-е место по проценту потерь к общему количеству населения.Только ее мы поделили на пару с немцами, прежде чем освободить.
P. S.О фильме (который, кстати, отнюдь не является шедевром, на мой взгляд) , я действительно не сказал ни слова по той простой причине, что как историка по профессии, меня несколько задело причисление чуть ли не к числу пособников нацизма страны, оказавшей в отличие от государств покрупнее и посильнее на удивление стойкое сопротивление оккупантам.
С уважением Тимур
Фильм: Под каменным небом
Олегу. То, что немцы вошли в Норвегию без единого выстрела и им там никакого сопротивления не оказали, это, конечно, сильно. Жаль только сами немцы этого не знали. Иначе чего бы им там два с половиной месяца с апреля по июнь 1940 г. истекать кровью под Осло, Нарвиком, Хаммаром и далее везде, а также лишиться в морских сражениях у норвежских берегов половины своего флота, что, кстати, помимо прочего помешало им осуществить в том же 1940 г., после разгрома Франции быстрое вторжение на Британские острова.Норвежцы, несмотря на всю свою скандинавскую флегматичность и хладнокровие, побили рекорд (в период до нападения Герании на СССР) среди всех европейских стран (включая главную военную силу на континенте-Францию) по продолжительности оказания сопротивления агрессору -они продержались 63 дня.Правда, им помогли англо-французские войска, в середине апреля 1940 г. высадившиеся в Норвегии, но они скоро были вынуждены эвакуироваться.Да и сама Франция продержалась всего 42 дня, Польша-35, Бельгия- 18, Голландия- 5 дней, наши "братушки" сербы и прочие обитатели тогдашней Югославии,- 11 дней,наследники спартанцев- греки- 23 дня. Соседняя с Норвегией Дания, на которую напали одновренменно с первой - всего день! Вот уж где немцам не пришлсь встретить почти никакого сопротивления (почти, потому что отдельные спорадичесике столкновения были даже здесь).Что до правительства , которое якобы было фашистским еще до оккупации, то вряд ли бы оно держалось против своих "единомышленников" с такими стойкостью и упорством, а король Хакон VII не стал бы эмигрировать из страны после поражения, а лучше, подобно своему бельгийскому коллеге Леопольду III, отправился бы к немцам в плен. А вернувшись после победы, не стал бы вешать Квислинга за коллаборационизм.Да и в годы оккупации норвежское Сопротивление не сидело сложа руки- в частности в феврале 1943 г. оно рвануло завод по производству тяжелой воды, надолго отбросив Германию назад на пути к получению атомной бомбы.
Так что норвежских девок немцы , возможно, и трахали, но заниматься этим приятным делом они могли не всегда спокойно и отнюдь не все время своего пребывания в стране фиордов.
Фильм: Майор "Вихрь"
Непонятно, почему вокруг фильма, представляющего огромную художественную и нравственную самоценность, разгораются в основном споры в контексте истории российско-польских отношений. Можно подумать, что основное содержание картины и ее пафос направлен именно на ту или иную трактовку этих отношений. Возможно, авторы фильма о спасении древней польской столицы именно советскими разведчиками, которые в финале картины готовятся также к аналогичным акциям в других подготовленных нацистами к уничтожению городах, и преследовали вначале такую агитационно-пропагандистскую цель, дабы подчеркнуть «боевое единство» народов стран Варшавского пакта во время последней большой войны. Но в итоге получилось совсем другое кинопроизведение, главным стержнем которого является поведение человека на войне, в экстремальной ситуации, в выборе между жизнью и смертью, причем изображение этого поведения дается без идеологических шор и стереотипов, не в традиционном для тогдашнего советского кино черно-белом спектре, а с куда более богатой и не совсем типичной даже для лучших образцов тогдашнего и мирового кино гаммой чувств и переживаний главных героев. Ташкову и его соратникам по съемкам, а равно и всему великолепному актерскому ансамблю фильма удалось вывести целую галерею ярких образов, и хотя и не всегда безупречно выписанных , но незабываемых, особенно для советского зрителя, неизбалованного таким сложным подходом к героям. Несомненно, как и в случае с последовавшими чрез пять лет триумфальными «Семнадцатью мгновениями» , немалую (а, возможно, и первостепенную) роль сыграл сценарий Юлиана Семенова. Литературный отец Штирлица смог привнести в экранизации своих произведений дух, присущий его романам- стремление показать и отрицательных героев во всей сложности и глубине их образов, объяснить мотивировку некоторых их поступков, не обелить, а попытаться понять их, чтобы тем самым яснее понять природу зла, которое они несут в себе. В книгах Семенова размышления и внутренние монологи отрицательных героев по уделяемому им месту и времени уступают разве что самоисповедям главного его героя, каковому суждено было войти и в историю отечественной литературы, и народный фольклор.
В «Майоре Вихре» очень мало «проходных» отрицательных персонажей, выписанных с ходульностью плоских советских штампов 40-50-х гг., изображавших немцев и их пособников садистами, либо кретинами, либо гибридом того и другого. Даже в образе предателя Мухи- в его тяжелом, безысходном пьянстве, за которое ему все пеняет "опекун" от абвера – полковник Берг; бегающих, но и в то же время опустошенных, страдающих глазах, можно при желании прочесть не одно только животное желание выжить, толкнувшее его на измену, или мечту сбежать на Запад и «обзавестись автомастерской». Можно там увидеть и немой вопрос –почему же так сталось со мной и с подобными мне, почему мы оказались в такой переделке, выдержать которую достойно были изначально неготовы? И попытку оправдать себя, обелить даже перед теми, кого предаешь- «я тут жизнью рискую, а вы мне …». И острейшее желание оправдаться перед самим собой. Как говорил в сходных обстоятельствах герой Николая Бурляева в «Проверке на дорогах» Германа- одном из лучших советских фильмов о войне, стоящем неизмеримо выше «Майора Вихря» по сумме достоинств – «Ну что, я что ли немцев сюда допустил?!». На примерах антигероев фильма Ташкова мы также видим войну как прежде всего человеческую трагедию- от Мухи, которому явно не в радость жизнь, купленная ценою измены, до эсэсовца Либо, хладнокровно сдающего в гестапо человека , поведавшего ему о его семье, которой он был лишен всю жизнь и столь же внешне хладнокровно кончающего с собой спустя несколько минут, пережив за эти минуты крушение идеалов. Заслуга Ташкова, Семенова, Лиозновой, Германа, других талантов, создававших такие работы, как «Майор Вихрь», «Семнадцать мгновений весны», «Проверка на дорогах», как раз в том, что они пытаются с разной степенью результативности и таланта, показать человеческую трагедию как главное содержание войны, а не триумф сильных личностей- «настоящих мачо», военные игры в кровавой «песочнице» расшалившихся полководцев и политиков или борьбу классов как «основу мирового исторического процесса». Так что фильм у Ташкова получился совсем не о том, о чем вы спорите , уважаемые поборники русской или польской «правды». Тем лучше для фильма.
Фильм: Бункер
Трудно согласиться с утверждениями о том, что в фильме выведена серая, практически потерявшая рассудок фигура Гитлера, и на основании этого , мол, фильм можно считать провалившимся. Напротив, как представляется, создателям фильма удалось изобразить Гитлера как сложную и многоплановую фигуру. Только так и можно выводить историческую личность такого масштаба и значения в такой драматический момент жизни и деятельности. Актерская игра Бруно Ганца, может и не является гениальной, но на более чем твердую «четверку» он сыграл без сомнения.
Несомненной удачей следует считать финальные кадры «Бункера», в которых кратко дается биографическая справка о последующей, послевоенной судьбе большинства героев фильма, многие из которых, пройдя сквозь все, столь талантливо изображенное в картине и на самом деле происходившее в апрельском Берлине 1945-го, дожили до наших дней.
В фильме очень мало «навороченных» спецэффектов, что для снятой в 2004 г. картины- почти подвиг, даже если она европейская, а не американская. Зато вообще избежать голливудских штампов создателям фильма не удалось. В финале картины, говоря об итогах и последствиях войны, авторы не избежали перекличек не столько с нашим монументальным «Освобождением», сколько со всеми предыдущими и последующими западными фильмами на тему второй мировой войны, сказав сперва о 50 миллионах погибших вообще, а затем особенно подчеркнув истребление 6 млн. евреев. Здесь, как и во всех остальных аналогичных случаях- прежде, теперь и после-, вопрос вызывает не подчеркивание вновь жертв еврейского народа – они громадны и заслуживают постоянного упоминания как пример жестокого геноцида. Только нелишне было бы наравне с миллионами евреев упомянуть хотя бы, к примеру, и сотни тысяч умерщвленных цыган, которые единственные из народов мира наряду с евреями , подлежали по нацистской доктрине поголовному истреблению, но о которых сегодня никто почему-то не вспоминает, а страдали и умирали они, думаю, так же.
Изображение в фильме советских солдат и офицеров заслуживает отдельного разговора, хотя они и появляются в кадре в редких эпизодах, да и не надолго. Вопреки, несомненно, огромному соблазну изобразить в эпическом масштабе свирепствующую гуннскую орду в побежденной вражеской столице (кстати, в тех же источниках, откуда авторы черпали материал для большинства сцен фильма, именно таковое описание поведения Советской Армии в Берлине и Германии не является редкостью, подкрепленное миллионами свидетельств переживших войну простых немцев), авторы «Бункера» выводят советских бойцов хотя и некоей общей, серой массой, но вполне корректно себя ведущей в отношении гражданского населения, да и внешне выглядящими не пьяными зверями и не варварами-насильниками, а такими же, как и немецкие защитники города, молодыми, часто еще совсем безусыми и уж никак не устрашающими. Европейская Корректность (именно так – с большой буквы), не позволяющая акцентировать внимание на некоторых , пусть и имевших место, событиях, смакование которых хоть как –то могло бы притупить остроту восприятия главного зла, выведенного в фильме-нацизма, дает здесь прекрасный урок и хваленой американской «политкорректности», и отечественным штампам в изображении врагов. А тот факт, что в коротенький эпизод переговоров Кребса с советским командованием о перемирии на роль Соколовского был приглашен российский актер (А. Сластин), говорит о высоком профессионализме авторов картины и лишний раз свидетельствует об их добросовестном подходе к максимально правдивому отображению исторической реальности.
|