Сообщения оставленные с IP-адреса: 213.238.9.14
Фильм: Иван Грозный
Откровенно говоря, ничего гениального в этом фильме нет. Флер "гениальности" ему придают музыка Прокофьева, впечатляющий визуальный ряд да сама легенда\миф его создания - типа вкупе со Сталиным в роли соавтора. Все остальное - ужасно. Диалоги невыносимы и примитивны, сценарий дубовый, актерская игра на уровне немого кино с выпученными глазами и "бросанием" на камеру, смышными жестами и прочее. Невыносимая архаичность всего.
Но! Есть в этом фильме то, ради чего я пересмотрела его с десяток раз. Это Бирман в роли Старицкой. Как оворится, "эта штука посильнее Фауста Гете". Серафима Германовна одна стоит десятка Целиковских с фальшивыми косами и кукольными глазками. Она одна стоит пяти Черкасовых с его на удвиление гнусавым голосом и зализанными космами (уважаю его крепко, но эта роль ему не удалась - сценарий не дал развернуться, получилась бледная и дурная копия Александра Невского).
Бирман - это глыба, скала, монумент. Возле ее ног мятутся трусливые бояре как рой мошек. Она составляет собой целый полюс - по идее противостоять ей должен Грозный, но Черкасов выглядит очень бледно на ее фоне. В одной ее фразе ШИРОКО ШАГАЕШЬ, ЦАРЬ ИВАН столько мощи и таланта, сколько нет во всех надоедливых и пафосных монологах Черкасова. Весь фильм - это апофеоз Бирман. Это счастье, что роль не дали Раневской. Теперь мы можем заценить дух боярской Руси.
Не зря ее тут ниже кто-то по ошибке назвал боярыней Морозовой. Бирман в роли Старицкой - это квинтэссенция боярского духа. Да, такой вероятно были не только боярыня Морозова, но и Марфа
Посадница, и сестра Петра царевна Софья - эти железные боярыни и боярышни, крепкие и несгибаемые как терема, в которых они жили. Бирман дала им голос, внешность, осанку и повадки. Ее роль нечто большее, чем роль. Она сама себе мифотворец и создатель. Как Бабочкин создал героя революции в роли Чапаева, так и Бирман сотворила "образ жены боярской". Слава ей за это и почет.
|