Замечательный фильм о нелегкой судьбе русских женщин «Зимняя вишня» вряд ли кого-нибудь оставил равнодушным. Кто-то может сказать: «Так не бывает». А кто-то с надеждой вздохнет: «Может и мне повезет». Но разве не похож этот фильм на сказку про Золушку, или на романтичную историю «Алые паруса». В любые времена женщины мечтали о простом человеческом счастье, о любви, о домашнем очаге. И, вероятно, только самым настойчивым и терпеливым достается эта благодать.
Хочется рассказать вам о судьбе актрисы, которая создала в фильме «Зимняя вишня» самый колоритный образ энергичной, самостоятельной и устойчивой к различным жизненным коллизиям женщины - *** . Сегодня мы познакомим вас с Ниной Руслановой. В ее актерском списке более 100 ярких ролей. Вы наверняка помните ее по фильмам «Цыган», «Афоня», «Завтра была война», «Собачье сердце», «Небеса обетованные»… Пожалуй, про таких женщин сказал Некрасов: «Коня на скаку остановит…», есть и менее поэтичное высказывание, как раз в духе нашего времени: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Ну, что ж, женщинам, которые сами решают свою судьбу, вечно навешивают разные, не всегда лицеприятные ярлыки.
Как призналась в одном из интервью Нина Ивановна, самая большая ее награда в жизни – ее дочь Олеся, это единственный и самый надежный друг, только дочь доставляет актрисе наибольшую радость. Олеся снималась с мамой во многих фильмах, и довольно успешно справлялась со своей задачей, но актрисой становиться не собирается, несмотря на то, что обладает привлекательной внешностью и врожденным талантом. Нина Ивановна очень жалеет, что у нее только одна дочка: «Была бы другая жизнь, не такая суетная, я бы нарожала детишек еще и еще. Теперь приходится рассчитывать только на Олеську – может быть одарит меня внуками, порадует маму». Вероятно, желание иметь большую семью у Нины Руслановой связано с тем, что сама она выросла в детском доме.
Родилась будущая актриса в декабре победного 45-го года на Украине и сразу же попала в круговорот послевоенной разрухи – двухмесячной малышкой-найденышем попала в детдом. Имя и день рождения выбрала сама. На этом не закончились ее испытания. Однажды. «добренькая» воспитательница, глядя на золотистые кудри Нины произнесла роковую для девочки фразу: «Детонька, ты такая светленькая потому, что родилась от немца». С тех пор Нина стала в детдоме изгоем, ее дразнили «фашисткой» и били по ночам. Однажды Нина Русланова призналась, что ее так затравили сверстники, что она стала писаться в постель… «Выбраться из этой непроглядной тьмы мне помогло настоящее чудо. Добрые люди посоветовали сходить в церковь. И я пошла. Стою посреди храма, а что делать не знаю, понимала только своим детским умом, что надо как-то выкинуть из себя все болезни и несчастья. И чисто по девичьи поступила -–громко закричала: «Здравствуйте, люди!». На следующее утро я сунула под себя руку и обнаружила, что постель сухая. Я была такая счастливая! С этого дня, я почувствовала, что хозяйка своей судьбы я, а не обстоятельства».
Детский дом – это серьезное испытание для маленькой девочки. Тем более что Нина Русланова поменяла их аж шесть штук, и в каждом у нее были друзья, враги… Вот только домашнего тепла не было нигде. После 8-го класса Русланова попала в училище, стала осваивать специальность штукатура-маляра – детдомовцам ведь не задают вопросов: «Кем ты хочешь стать?». Куда Родина пошлет, туда и отправляйся, и желательно без лишних вопросов. А вопросов было много. Например, где взять пальто, хотя бы одно на двоих с подругой, чтобы зимой по очереди бегать в вечернюю школу. Или: почему взрослым на стройке платят одну зарплату, а им – малолеткам совсем другую: какие-то жалкие 18 рублей, и при этом заставляют разгружать многотонные машины? В конце концов, не отыскав правды, девочки уходят с работы, и тут же «вылетают» из общежития. Слава Богу, сердобольная кухарка позволяет ночевать на кухне, да еще и кипятком угощает, ну а на хлеб приходится зарабатывать, собирая по помойкам бутылки…
Светлое пролетарское будущее так и не дождалось Нину Русланову, или просто она не захотела к нему идти по таким непроходимым завалам бюрократизма и несправедливости. «Однажды я поняла, что так жить больше не могу… и поступила в Харьковский театральный институт. Проучилась там я два года. А потом вдруг узнала, что в Москве недобор мальчиков в Щуку и поехала поступать…». Представляете изумление приемной комиссии, когда в училище пришла провинциальная девушка и заявила: «Прослушайте меня, как мальчика, я согласна играть мужские роли». Ее прослушали и приняли… как девушку. Долго еще холодная и циничная Москва не принимала бедную, дикую, провинциальную девушку с ужасным украинским акцентом. Педагоги предрекали ей работу в каком-нибудь захолустном театре, но удача и на этот раз улыбнулась Нине Руслановой – сразу по окончании театрального училища, ее пригласили в Театр Вахтангова.
На этом, казалось бы должна закончиться история о «превращении гадкого утенка в прекрасного лебедя», только вот судьба Нине Руслановой попалась не сговорчивая, с трудным и взбалмошным характером. То она награждает свою хозяйку почетными титулами и званиями: Заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии имени братьев Васильевых, то заставляет принимать опрометчивые и нелогичные решения: после долгих лет работы в театре имени Евгения Вахтангова, Русланова уходит буквально в никуда, остается без денег, без друзей, без работы. Когда Нина Ивановна покидала стены родного театра, коллеги предрекали, мол сопьешься, помрешь под забором… Ан, нет, Русланова продолжает сниматься в кино, работает в театре Рубена Симонова и с благодарностью вспоминает хорошую Вахтанговскую школу.
Между прочим, квартиру, в которой живет Нина Ивановна с дочерью Олесей, дал ей Театр Вахтангова. Расположена она как раз над «Щукинским» училищем и имеет свою зловещую историю. Раньше в ней проживала известная актриса Татьяна Блажина, которая выбросилась с балкона. Теперь в этой квартире балкона нет, то есть фактически он существует, но вместо двери – глухая стена, которую возвела новая хозяйка вопреки всевозможным запретам администрации. Это единственное, что удалось исправить в несчастливой карме жилища, но бесконечные катастрофы в виде постоянных затопов, обвалов штукатурки, отслоений обоев по-прежнему сопровождают обитателей дома.
Но были и веселые истории в жизни популярной актрисы, правда веселым это происшествие может назвать только такая невозмутимая и оптимистичная женщина, как Нина Русланова. Дело было в Евпатории, во время съемок фильма «Это было у моря». Нина Ивановна там играла роль воспитательницы. Произошла настоящая катастрофа – день рождения одного из членов съемочной группы. Почему катастрофа? Да потому, что происходило сие событие в «сухие» времена Горбачевских экспериментов. Что такое день рождения без выпивки – трудно представить, а как достать эту самую выпивку в городе, где она тебе не положена, предположить еще сложнее. Коллектив посовещался и направил на «охоту за горючим» самое узнаваемое лицо – Нину Русланову. Привезли ее, бедолагу, к единственному в городе магазину и высадили в самом конце длинной очереди. В магазин актриса все-таки проникла – лицо помогло. Стоит она около прилавка и загружает объемные сумки вином, водкой… Только откуда ни возьмись – милиционер: «Так, гражданочка, пройдемте, поясните нам почему вы отовариваетесь свыше нормы?». Один из многочисленной очереди решил проявить «гражданскую бдительность» и завопил: «Вот, вот, посадите ее, а то она сейчас наберет спиртного, а ночью торговать пойдет, я ее знаю, сам видел». Когда в отделении милиции, куда доставили «злостную спекулянтку», более просвещенный в области кино милиционер увидел Нину Русланову, он даже присвистнул: «Откуда же вы на мою голову свалились?» «Да вот, - ответила актриса, - приехала в ваш город водкой поторговать». Над этим случаем очень долго смеялась вся съемочная группа, предлагая коллеге сменить профессию на более прибыльную – торговлю.
В жизни Нины Руслановой случился один момент, когда она была готова бросить актерскую профессию. Это произошло, когда она ушла из театра Вахтангова. Пожалуй это был один из самых сложных, переломных периодов ее жизни. Она думала: «Все. Конец. Больше я не могу быть актрисой, надо опять менять судьбу». Но в этот момент режиссер Игорь Масленников предложил ей роль в «Зимней вишне». Нельзя сказать, что Русланова было в восторге от сценария, но эта работа вернула ее к жизни. Нина Ивановна с особым теплом вспоминает сложившийся на съемках коллектив: «Мы втроем здорово дополняли друг друга, потому что были очень разные. По традиции в первый съемочный день разбивается тарелка на счастье. Меня в первый день на площадке не было, и я, конечно, переживала, как же так, не начала съемки вместе со всеми. А вдруг, не выполнив актерских традиций, не смогу влиться в коллектив. Но работа пошла гладко, как по маслу. И на удивление тепло картину приняли зрители, так тепло, что пришлось снимать продолжение, а потом еще одно. Критики, конечно, разнесли ленту в пух и прах, обвиняя в неправдоподобности сюжета. Особенно осыпали нелестными эпититами последний фильм, где все мы стали такими крутыми и благополучными. Сказка. Но сказки тоже нужны, чтобы радоваться». В «Зимней вишне – 3» героиня Нины Руслановой лихо разъезжает на автомобиле. Забавно то, что сама актриса машину водить не умеет совершенно. Для того, чтобы сымитировать виртуозную езду, приходилось автомобиль героини таскать на буксире. На что не пойдешь ради удачной сцены!
Самое сложное в актерской профессии, как считает Нина Русланова, оставаться собой, кого бы не приходилось играть. Наверное, поэтому, все героини Нины Ивановны, такие же прямолинейные и бесхитростные, как она сама. Иногда они резкие, чаще справедливые, может быть немного скандальные, но, безусловно, порядочные. На вопрос, к кому вы обращаетесь за помощью в трудную минуту, Русланова ответила коротко: «К Богу, только верю я в него не публично, а внутри себя».