Артемьева Людмила:
Она из тех, кто верит в светлое завтра, заряжает своим оптимизмом окружающих, ежесекундно благодарит судьбу и не боится перемен. Много лет посвящая себя одному театру, одному мужчине, она в одночасье вырвалась из магнетизма привычки, вильнула короткой юбкой в рекламном ролике «Моей семьи», и бросив крылатое: «А чё?», - начала жить иначе. Удачно найденный образ «народной героини», так непохожий на гламурный облик актрисы Людмилы Артемьевой нашел свое продолжение в сериале «Таксистка».
Рыжая Люся запал в сердце
- Рекламу про развитие отношений Люси и Модеста Карпыча можно тоже назвать мини-сериалом. Как появился этот образ и, главное, откуда взялось это привязчивое к языку: «А, чё?»
- Это идея режиссера Тины Барклая: весь Люсин образ, словечки, походочка. Мое дело маленькое: я просто оделась, подложила, где надо поролончик для пышности форм, прошлась, пощебетала, что нужно, получила от всего этого удовольствие, и мы радостно разошлись. Помню, пока вышагивала по Мосфильму на высоченных «шпильках», в коротенькой юбке, репетируя виляние бедрами, производила шоковое впечатление на рабочих, у них даже банки пива из рук выпадали. Я считаю, что в таких авантюрах обязательно надо принимать участие – 30 секунд хулиганства, а сколько радости! Меня удивил резонанс, который произвела эта работа – ко мне на улице подходили чужие люди и передавали приветы моему мужу Модесту Карпычу.
- Мы слышали, что ваша Люся пленила сердце одного бизнесмена.
- Совершенно невероятная история!
* В один из чУдных вечеров, когда по телевизору в сотый раз крутили рекламный ролик про Люсю к Людмиле Артемьевой позвонил ее приятель и сообщил, что один бизнесмен просто мечтает брать у нее уроки актерского мастерства за очень щедрое вознаграждение. Странное предложение вызвало любопытство у актрисы и, вооружившись своими институтскими конспектами она отправилась на первый урок в маленькое арабское кафе. Ученик, бизнесмен Игорь выглядел суровым и недружелюбным и смотрел на свою учительницу с явным неудовольствием, та же, наоборот, увлеченно делилась азами профессии. Не зная, как избавиться от напористой учительницы Игорь, привыкший к хорошей кухне и изысканным винам, обреченно напился, мешая водку с пивом. Позже все выяснилось: Игорь, увидев рекламную Люсю, решил, что именно такая женщина ему нужна, однако, когда на встречу пришла женщина, кардинально отличающаяся от его воображаемого идеала загрустил. На вторую встречу Игорь решился не сразу, но когда он, человек сдержанный, четко исполняющий этикет вдруг на глазах у Людмилы стал преображаться: расстегнул пиджак, откинул в сторону галстук да еще стал пробовать десерт из ее тарелки, она поняла, что влюбляется.
- Очень важно, когда человек не пытается казаться кем-то, а остается собой, когда можно разговаривать с ним обо всем на свете, просто гулять по набережной, кататься на машине – быть немножечко легкомысленной. Однако к понятию соединения судеб я подхожу очень ответственно. И не потому, что «обжегшись о молоко, на воду дуешь». Наоборот, я не из тех, кто долго зализывает раны, я открыта для новых знакомств, отношений, всегда готова к этому. К счастью меня всегда окружали замечательные мужчины и каждому из них я благодарна за тот отрезок моей жизни, в котором он пребывал и превращал его для меня в праздник.
- Обычно режиссеры не очень любят работать с лицами, засвеченными в рекламе, с вами же произошла удивительно нетипичная история – ваш рекламный образ не навредил актерской карьере, а наоборот, послужил толчком для дальнейшей работы.
- Ну а чем это может навредить? Это тоже актерская профессия и надо попробовать в ней все. Слава Богу, сегодня произошел такой прорыв, что если ты не обласкан театром, можно проявить себя и на телевидении, и в антрепризах, и в сериалах. Обычно режиссеры видели меня в несколько другом амплуа, а я всегда мечтала о такой народной героине, как Надя из сериала «Таксистка». Очень рада сейчас видеть большую отдачу от этой работы – подходят простые женщины, просят совета или, наоборот говорят: «Держись, не падай духом». До сих пор в таких ситуациях подкатывает ком к горлу, сажусь в машину и начинаю плакать – если подходят, значит наболело через край. Удивительно, что сериал видели не только женщины: прилетаю в Москву, выхожу из аэропорта. Стоят два таксиста, один другому говорит: «Лови вон ту, с большим чемоданом», - а тот ему отвечает: «Ты что не видел сериал? Она же сама таксистка, наверное, на своей машине поедет».
- Судьбу Нади нельзя назвать радужной: одинокая женщина с тремя детьми пытается выживать в этом непростом мире. При том не унывает и верит в счастливое завтра. Вам легко было понять вашу героиню?
- Конечно, у нас много общего: я тоже одна воспитываю дочь, тоже вожу машину – правда частным извозом не зарабатывала, но ничего зазорного в этом не нахожу. Я так же, как она нахожусь в поиске второй половинки, родственной души. Ошибаюсь – безусловно, разочаровываюсь – сотни раз, но каждой новой встрече благодарна. Постоянно влюбляюсь в красивых мужчин, но ведь как они хороши, черти, все при них! Я считаю, что любая женщина просто не может не «клевать» на красивых мужиков. В этом радость жизни – очаровываться, пусть на неделю, месяц, но это огромное счастье, подарок судьбы. Я считаю, что любить надо только красивых мужчин, потому что процент мерзавцев среди красивых и страшненьких все равно примерно одинаковый. И вообще: если женщина давно не влюблялась – это нехороший симптом.
Мои университеты.
- Вы упомянули некоторые строки вашей биографии. Тогда, может быть по порядку – отправимся в детство?
- С удовольствием, тем более, что детство у меня было замечательное, этакое «перекати поле». Дело в том, что мой папа военный, и мы за ним ездили по всей стране: родилась я в Германии, потом было Закарпатье, Львов. Я вообще хочу сказать себе спасибо за то, что я правильно выбрала у кого родиться – у меня потрясающие родители: папа один из самых красивых мужчин на свете, маму всю жизнь, до сих пор останавливают художники с просьбами написать ее портрет. Мама всегда мечтала иметь много детей, но так как в нашей кочевой жизни родилась только я одна, то вся любовь, все ее хохляцкое опекунье доставалось мне. А еще мама мечтала быть певицей, у нее великолепный голос очень красивого тембра, старенький профессор из Одесской консерватории уговаривал маму брать у него уроки, совершенно бесплатно. Но она оставила свою мечту ради папы: работала товароведом, сохраняла семейный очаг. Все мои первые выступления проходили перед единственным зрителем – моей мамой, и она, несмотря на усталость, занятость всегда меня с интересом выслушивала, за что я ей благодарна.
- Первую актерскую школу, наверное, проходили в школьных кружках самодеятельности?
- Не было никаких кружков, потому что пока от школы доберешься до военного городка, время оставалось только чтобы сделать уроки, чем-то маме помочь и немножко погулять. Первым моим творчеством было передразнивание одноклассников. У мамы не было возможности их увидеть, и я ей про них рассказывала, изображая каждого.
* Люда изображала не только своих одноклассников и выступала не только перед мамой. Когда приходили гости, девочка переодевалась в немыслимые наряды и выступала перед ними, стараясь их удивить. Однажды она так похоже изобразила генерала, сидящего за столом, что присутствовавшие на домашнем представлении коллеги папы-подполковника сказали ему: «В ваш дом приходить опасно».
- В первом классе был у меня такой чудесный друг и ухажер Филюшкин, круглый двоечник с большими ушами. Он носил мой портфель и дрался с другими ребятами за это право. И таких Филюшкиных в моей жизни было много, именно они воспитывали во мне с детства ощущение, что есть на свете классные мужчины и они не могут перевестись.
- Первая любовь случилась в школе?
- Нет. Я уже училась на первом курсе, он был художником из Риги. Наверное, я впервые услышала от противоположного пола восторженные слова, обращенные ко мне, и сознание мое затуманилось. Это было очень неожиданно, совершенно романтическая встреча, но эта любовь она так же быстро и неожиданно закончилась… У меня не осталось никакой травмы, скорее недоумение – как-то все очень быстро произошло. Но я поняла: значит что-то гораздо бОльшее и гораздо более интересное ожидает меня впереди. Главное верить, что твой мужчина обязательно к тебе придет. Так и свершилось. Уже в Москве, и снова на первом курсе, но уже Щукинского училища…
- Постойте, какое-то Дежа вю получается: опять любовь и опять на первом курсе – вы что второгодница?
- Это целая история. Начну с того, мои родители всегда участвовали во всех моих благородных аферах, помогали, чем могли и никогда не спрашивали: зачем мне это надо, справлюсь ли я. Я воспитана на доверии и жила в семье, где любовь не надо было доказывать – я ее чувствовала. Когда я решила стать артисткой, то сначала поехала в Ленинград поступать в ЛГИТМИК. Потому, что этот город хорошо знала мама. Мы приехали втроем, сошли с поезда и вдруг, среди лета пошел сильный снег. Папа, как человек южный, тут же собрался уезжать назад. Но мы поймали такси и для начала отправились смотреть город. Когда мы добрались до института, я страшно устала, забыла все заготовленные стихи, вцепилась в мамину руку и сказала: «Я туда не пойду». И моя мама, одержимая любовью к своей дитятке произнесла: «Стой здесь», - открыла дверь аудитории и скрылась там. Через полчаса меня втащили следом. Преподаватель, взиравший на мою маму восторженно и уже влюбленно, увидев меня – худое, сизое дитя с бантами на голове, переменился в лице, он явно не ожидал у такой шикарной мамы увидеть столь скромное предложение, но все же произнес: «Я бы вас обязательно взял, но мои студенты сейчас перешли уже на третий курс». Но в то лето я все же стала студенткой – музыкальное училище как раз набирало студентов на эстрадное отделение. Первый раз я пыталась быть самостоятельной, конечно родители меня опекали, постоянно приезжали, папа лично подыскивал мне жилье. Но город я познавала сама. Однажды я снимала комнату в коммуналке в самом центре города, это было полуподвальное помещение, в котором никогда не выключался свет, а в окошко я видела множество проходящих мимо ног. По ночам была слышна крысиная возня, а периодически приходил пьяный сын хозяйки выяснять с ней отношения, однажды он ее ударил ножом – все это произошло на моих глазах: она просто осела и никак не могла мне что-то сказать. Потом приехала милиция. А на следующий день он протрезвел и пришел, представляете, он даже не помнил, что убил мать. Жизнь она разная, не всегда хорошая - это мои университеты… Проучившись два года я поняла, что хочу быть драматической актрисой, ия стала потихонечку садиться на поезд Ленинград-Москва и ездить поступать в Щукинское училище. Удивительно, но я поступила, потом мой педагог Марианна Рубеновна Тер-Захарова довольно произнесла: «Люблю перебежчиков!» С того момента она стала для меня второй мамой, моим другом, духовным наставником.
Свершила в жизни переворот
- И что же произошло на первом курсе Щукинского училища?
- Собственно я влюбилась в человека, за которого на втором курсе вышла замуж, с которым мы прожили вместе пятнадцать лет.
* Конечно все происходило не так быстро, хотя для многих свадьба была полной неожиданностью, даже для родителей Людмилы. Несмотря на то, что любимая дочка все время старалась познакомить отца со своим мальчиком, смысл этих настойчивых представлений дошел до папы только перед входом в ЗАГС. Тем не менее дружное Людмилино семейство, как и прежде поддержали дочку в ее выборе и приняли зятя с любовью.
- Это была любовь с первого взгляда, и не удивительно - он был самым красивым парнем в училище, предметом мечтаний многих девчонок: высокий блондин! И счастливое воплощение этой любви Катя, я считаю, что она улучшает наш генофонд… Но так случилось, что с годами прошла трепетность отношений. И эту недостачу чего-то особенного ощущала одна я, но как ни пыталась я объяснить проблему своей второй половине, ничего не получалось, он меня не понимал. Знаете, как бывает, от беспомощности перед ситуацией начинаешь унижать человека за то, о чем он даже не догадывается. А у него еще и свои проблемы: депрессию он пытался душить вино водочными изделиями. Он очень талантливый актер, но не очень удачливый. А я устала его окучивать, вдохновлять. Мне просто захотелось попробовать жить самой, я подумала: что же я сумею сделать, если не буду расходовать свои силу впустую, на него. И с этой минуты началось мое волшебное превращение, и все стало приходить в руки само собой. В каких-то друзьях и связях отпала необходимость и они исчезли, на их место пришли еще более прекраснейшие люди. Появилась новая работа, я нашла в себе смелость уйти из театра…
- Кстати, из Ленкома так просто не уходят – уж очень престижный театр: попасть туда считается чудом, работать там большой честью, а уходят оттуда либо в могилу, либо с большим скандалом. Признавайтесь, с кем не поделили гримерку?
- Ни в коем случае, никакого скандала, 17 лет я настолько была обласкана театром, это была настоящая «оранжерея»: мне светило солнце, меня удобряли, окучивали, у меня были хорошие роли, меня осыпали титулами и званиями, дали квартиру. Но я понимала, что это авансы, что я ничего такого выдающегося не сделала, чтобы меня награждать. Я не умею сидеть и выжидать, когда мне на голову свалится моя главная роль, и мечтать: «Я хочу сыграть Дездемону, где те сильные руки, которые сомкнутся на моей шее!?», - мне по силам бОльшее. Работая в театре, тем более таком именитом очень сложно заниматься еще чем-то, поэтому я и ушла.
- Не раз приходилось слышать от ваших коллег про «железную леди» Александру Захарову, которая играет первую скрипку в управлении театром. На самом деле с ней сложно найти общий язык?
- Ничего такого я сказать не могу. Поскольку я сидела с Шурой в одной гримерке с первого своего дня в театре и до последнего, я знаю ее с другой стороны. Я училась на первом курсе, а она заканчивала Щукинское училище и по старой традиции первокурсники обслуживали выпускников на дипломных спектаклях, я помогала именно Шуре. Мне и в голову не приходило, что она дочь известного режиссера, думала просто однофамилица. А потом, когда случилось чудо, и я оказалась в Ленкоме, единственное знакомое лицо было лицо Александры – я не отходила от нее, и на первые гастроли в Америку поехала, вцепившись в ее руку, да и там мы жили в одном номере. Со мной в Америке приключилась криминальная история. Это был почти финал наших 40-дневных гастролей уже были съедены все припасы, привезенные из дома, из скромных суточных выделена небольшая сумма, чтобы купить сувениры всем родным и друзьям. И вот я окрыленная иду в магазин закупать подарки, и в первом же магазине понимаю, что кошелька нет. Ну Бог с ними, с подарками – родные поймут, но ведь еще надо как-то жить несколько дней – в Нью-Йорке никто тебя за стол не позовет и щами не накормит. Сквозь занемевший разум, вспоминаю этого виртуозного вора. Конечно, мы лохи и нас пасли, мошенники знали, в какую гостиницу приехали лохи. Я вышла без сумки. Куда в таком случае лох может положить кошелек? – конечно в карман, и естественно если лох при этом держит руки в карманах, значит он вцепился в свой кошелек. И когда тебя толкают и говорят: «Excuse me», - и улыбаются белозубо, естественно же у лоха открывается рот и руки забывают о том, что держат, и ты уже думаешь, что тебе говорят комплименты, а в это время тебя, как рентгеном обыскивают и уже ты не нужен – пошел вон… Конечно, у меня была истерика, но ничего не поделаешь. И все оставшиеся дни Сашка меня кормила, поила и на подарки моим родным денег дала. А если кто-то считает, что у нее плохой характер, то пусть скажет, у кого из нас характер хороший.
Гловное, чтоб Ангел-хранитель узнал
- Ну если честно, не страшно было уходить в никуда?
- Не страшно.
* На этот смелый поступок Артемьеву подтолкнул актер Андрей Панин, он много лет сидел во МХАТе – работа была, но ведущих ролей мало. И ему посоветовала Екатерина Васильева: «Что ты сидишь, я когда ушла из театра, через неделю весь мировой репертуар лежал у моих ног». Андрей последовал ее примеру и рассказывая об этом Людмиле, заметил: «У меня дней пять молчал телефон». Не так давно друзья встретились: «Андрюша, у меня и трех дней не прошло, как посыпались предложения», - сообщила радостно актриса.
- Я считаю, что главное не бояться что-то менять, если тебя не устраивает твое положение – не сиди, делай чего-нибудь: смени работу, мужчину, себя, наконец, похудей, если ты толстая, или язык выучи. И обязательно делай это с радостью, тогда жизнь тебе непременно преподнесет много подарков, только надо не пропустить, когда они начнут тебе на голову сыпаться, чтобы быть готовой их принять. А уходила я не на пустое место, я начинала сниматься в «Таксистке», сейчас собираются снимать продолжение, еще я играю в «Независимом театральном проекте» - есть масса интересных предложений – только успевай крутиться.
- Как при такой загруженности вам удается оставаться молодой и энергичной, есть особые секреты?
- Каких-то особых секретов или диет у меня нет, я просто слушаю свой организм: если он требует отдыха, я откладываю любые тусовки и просто сплю, я понимаю, что потом мой организм отблагодарит меня в десятикратном размере. Я обливаюсь холодной водой, не ем мяса, но ни из-за каких-то принципов, а потому что чувствую, что мне так лучше. К себе нужно относиться очень деликатно - наведи порядок в себе: в своем организме, в мозгах и не засоряйся, и не насилуй себя. Что интересно: я знаю очень обеспеченных женщин, которые дорогим импортным кремам предпочитают самый простой отечественный: детский, и их кожа откликается на него удивительным образом. А если положить на лицо огурчик, клубничку или сметанку – то это вообще замечательно. Меня всегда восхищает, как некоторые актрисы в солидном возрасте умудряются хорошо выглядеть. Я не говорю о тех, которые покупают молодость у пластических хирургов. Иногда смотрю на эти «скроенные» лица и вспоминаю слова одного батюшки: «Главное, чтобы их Ангел-хранитель узнал». И еще: если ты чувствуешь себя не в своей тарелке – зажги свечу или езжай на природу, пообщайся с деревьями – и равновесие будет восстановлено.
- Благополучие женщины во многом зависит от ее семьи.
- Конечно. У меня дружная семья: дочь Катя, мама, папа и я, поэтому у меня все в порядке. Дочке 18 лет, учится в литературном институте, хочет быть переводчиком – ей хватило мудрости не выбрать профессию актрисы. Я счастлива, что удалось привезти родителей в Москву, за это спасибо «Ленкому» - дали мне квартиру. Первое время приходилось спать на полу, в квартире с окнами на Ваганьковское кладбище не было даже межкомнатных перегородок и сантехники, а вместо туалета зияла дыра, но я была на седьмом небе от счастья – это мое первое настоящее жилье после многих лет общежития.
- Разговаривая с вами, создается ощущение, что вы счастливая женщина, что и в личной жизни у вас все в порядке.
- Да, в порядке. Может у меня нет человека, которого можно, как это раньше говорили: представить родителям, но меня окружают прекрасные мужчины-друзья, которые не дают мне унывать, которым можно позвонить среди ночи, поделиться своими переживаниями, и они всегда мне рассказывают свои личные истории: радостные, иногда не очень. И заметьте, это все настоящие мужчины, не представители сексуальных меньшинств.
- И, наверное, не актеры?
- Слава Богу нет, в основном продюсеры.
- Они пытаются дружеские отношения превратить в более интимные – романтические?
- Может быть и пытаются, но я этого не замечаю, я же очень стремительно перемещаюсь, но когда кому-нибудь из них удается меня поймать за локоток, остановить на минутку, вот тут и начинаются красивые ухаживания, невероятные поступки, экстравагантные поездки, лето среди зимы, небо в алмазах и ананасы в Шампанском. И каждый мужчина – это новое вдохновение, полет души, сумасбродство разума и надежда на то, что именно он твоя вторая половинка
Досье:
Людмила Артемьева родилась 10 февраля 1963 года в германском городе Дессау. В 1986 году окончила Театральное училище имени Б. В. Щукина.
В 1986 - 2003 годах - актриса театра «Ленком». Заслуженная артистка России (2002 г.).
Работы в театре «Ленком»: «Поминальная молитва», «Безумный день, или женитьба Фигаро», «Шут Балакирев»…
Играла в фильмах: «Остров ржавого генерала», «Барышня-крестьянка», «Обнаженная натура», «Нина», «Таксистка».
Работа на Тв – ведущая программы «Впрок»
Реклама: «Рондо» (Ну надо, так надо), «Моя семья» (А, Чё?)
Машина – много лет ездила на «Жигулях», сейчас «Опель-Вектра»
Предпочтения в еде – мамина кухня, греческая кухня, овощи, фрукты – вегетарианка
Напитки – практически не употребляет алкогольные напитки. Обожает свежевыжатые соки и чай из ароматных трав.
Любимое кино – «Сабрина» - смотрела раз 50 и каждый раз рыдала.
Город – Львов, там прошло осознанное детство.
Актеры-кумиры – Чарли Чаплин, Фаина Раневская
Любимые цвета – серый и яркие цвета радуги.
Цветы – ромашки. С восторгом вспоминает из детства васильково-маково-ромашковое поле.
Время года – восторженно любит каждое время года по-своему.
Мечта – построить домик возле леса на берегу водоема
К теме:
«Женщина за рулем, все равно что обезьяна с гранатой, никогда не знаешь, что она выкинет» - так считают мужчины. Тем не менее в кино не редкость когда женщина показывает себя настоящим водителем-профессионалом.
Такси водили:
Нина Русланова в фильме «Зимняя вишня-2» (сама актриса не умеет водить машину, поэтому чтобы создать иллюзию движения, неподвижный автомобиль раскачивали на специальной платформе);
Марина Александрова в сериале «Главные роли» (безошибочно находила педали газ и тормоз, а после съемок получила права и планирует приобретение автомобиля)
Ольга Аросева в фильме «Берегись автомобиля» играла водителя троллейбуса, что гораздо более привычно для мужского взора.
Профессиональных гонщиц изображали:
Марина Левтова в детском юмористическом журнале «Ералаш», и Александра Захарова в комедии «Тонкая штучка» - обе героини являлись представительницами мирной профессии учителя, но закаленные детскими шалостями легко справлялись с экстремальной ездой.