В новом фильме известный артист расследует мистический случай с молодой девушкой, произошедший в реальности
Константин Хабенский снимается в триллере «Чудо», основанном на реальных событиях.
Герой Хабенского расследует самое мистическое событие из всех религиозных чудес, случившихся в СССР, – знаменитое «стояние Зои». Юная девушка, наказанная Богом за страшное святотатство, окаменела и стояла без движения 128 дней, пока священники не отмолили ее грех!
…В художественном фильме «Чудо» режиссера Александра Прошкина Константин Хабенский исполняет роль журналиста, которого прислали из Москвы, чтобы написать статью, «разоблачающую религиозное мракобесие».
Замысел
– Пока мы способны воспринимать чудо, мы живы! – считает режиссер Александр Прошкин. – Пять новелл о чудесной истории – это прежде всего микросюжеты из человеческих судеб, переплетенных в любви, ненависти либо по принципу нравственной или духовной близости.
В фильме Зою называют Таней. Герой Хабенского корреспондент Николай пытается докопаться до истины. И сам начинает верить в чудо...
Сценарий к фильму написал Юрий Арабов. Он расширил рамки исторического сюжета – по жанру фильм стал триллером.
Дом 84 на улице Чкалова в Самаре, в котором стояла реальная Зоя, цел до сих пор. По словам его нынешней хозяйки Натальи Курдюковой, тут бывают люди отовсюду – из Одессы, Хельсинки, Мюнхена и Владивостока. Епархия собирается выкупить дом и устроить здесь часовню и маленький музей.
О случае с окаменевшей Зоей нынешние хозяева узнали от соседей. Они же показали им место, где стояла девушка. В самом центре комнаты в ширину человеческих ног доски пола узкие, остальные широкие и толще в два раза. Рассказывают, что половицы вокруг окаменевшей Зои пытались вырубить топором, чтобы сдвинуть ее с места.
Тула
Героиня фильма «Чудо» Татьяна (актриса Мария Бурова) кружила в танце с иконой в такой же приземистой деревянной избе, но только в Туле.
Мария Бурова исполнит роль окаменевшей девушки - это дебют актрисы
– В поисках подходящего городка, раскинувшегося вокруг завода, объехали весь Урал, – говорит продюсер Дмитрий Перкулов. – Но ничего более подходящего, чем Косая Гора в Туле, не нашли. По сюжету город называется Гречанск.
Специально для съемок в Туле с видом на Косогорский завод была построена изба, похожая на Зоин дом на улице Чкалова в Самаре.
– Художникам удивительным образом удалось перенести дух того времени, – рассказывает «Жизни» актер Геннадий Вершинин (в фильме – первый секретарь горкома), – бревенчатая изба, печь. По сюжету я заходил туда уже после того, как Зоя окаменела. Кругом паутина, смрад, жуткое зрелище. Посреди комнаты стояла актриса Мария Бурова. Ее лицо было покрыто струпьями, взлохмаченные полуседые волосы свисали с плеч крупными прядями. Художники постарались на славу. Все было настолько убедительно, что я сам испугался…
Зоя
В Самаре излагают историю Зои Карнауховой так (она записана со слов реальных участников тех событий и долгие годы распространялась в самиздате):
«Работница трубного завода Зоя Карнаухова накануне нового 1956 года собрала друзей по случаю праздника. Веселье набирало обороты, печалилась лишь Зоя. Она ждала своего приятеля Николая, который не торопился приходить на встречу с подругой. Девушка сначала грустно сидела в уголке, а потом вдруг кинулась к божнице и сняла с нее старинный образ святого Николая Чудотворца. «Мой не пришел, буду с ним вот танцевать», — хохоча, воскликнула Зоя. Все бросились отговаривать ее: что это, мол, грех. На что девушка сказала: «Если Бог есть, пусть меня накажет», — и пустилась в пляс с Николаем Угодником в руках. На третьем круге танца девушка внезапно остановилась. Девушка так и замерла с иконой в руках, как мраморная статуя. Друзья вызвали «скорую». В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова».
Дом 84 на улице Чкалова в Самаре, где жила Зоя
(Ее дочь Нина Михайловна помнит рассказ матери о том, как та пыталась сделать Зое укол, но игла гнулась и не входила в тело).
«Никакие усилия прибывших врачей не могли оживить девушку. Не удавалось и икону из рук ее изъять. Николая Угодника девушка держала мертвой хваткой. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были прикованы к полу. Но сердце билось.
Зоя простояла 128 дней, до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя закричала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир в грехах гибнет!» Девушку уложили в постель, она все продолжала взывать о молитвах. На вопрос, кто же ее кормил в течение 4 месяцев, она ответила: голуби».
Комиссия
В Самарской епархии недавно создана специальная комиссия, которая собирает материальные свидетельства чуда, чтобы увековечить память об этом событии. Но архивные материалы о «стоянии Зои», хранившиеся под грифом «секретно», утрачены во время пожара в здании самарского УВД.
По словам редактора газеты, выпускаемой самарской епархией, Антона Жоголева, о дальнейшей судьбе Зои мало что известно.
- Есть несколько версий: одни считают, что девушка сгинула в психушке, другие – что спустя три дня она умерла. Имеет место и версия о том, что раскаявшаяся девушка ушла в монастырь и закончила свою жизнь в молитвах.
Фрагмент иконы из храма Святого Георгия в Самаре, на которой запечатлено случившееся с Зоей чудо
По другим данным, Карнаухова вышла замуж, поменяла фамилию и скончалась в 1995-м в поселке под Самарой. Но ни одна из версий пока не подтверждена документально...
Роли
Константин Хабенский в фильме блистает в своем вечном амплуа борца со злом. Журналист Николай, расследуя мистическое происшествие, невольно становится одним из персонажей этой таинственной истории. Жаждущий добраться до истины, он превращается во врага советских устоев.
Актеру Сергею Маковецкому в фильме досталась крайне отрицательная роль – уполномоченного по делам религии. Загримировали Маковецкого особенным образом – в один глаз ему вставили линзу ярко-синего цвета, а под глазом нарисовали шрам. Поэтому образ напоминает популярного булгаковского персонажа – «разноглазого» Азазелло.
– Был эпизод, – вспоминает актер Геннадий Вершинин, – когда у Маковецкого этот его искусственный глаз выпадает и по нему проходятся партийные лидеры. Герой Маковецкого, ползая в ногах, пытается найти свое «всевидящее око». Режиссер так символично показал «самоуничтожаемость» тоталитарной системы.
Фильм «Чудо» выйдет на экраны в начале 2009 года. Он оказался для Константина Хабенского символичным. Ведь сейчас сам актер тоже всей душой надеется на чудо – его любимая жена борется с раком мозга.
«Позорное явление!»
– В 1956 году я был делегатом областной партконференции в Куйбышеве, – рассказывает «Жизни» бывший председатель Куйбышевского горисполкома Алексей Андреевич Расовский. – На ней действительно обсуждали тот случай с окаменевшей девушкой. Первый секретарь обкома товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос.
Вот цитата из стенограммы выступления Ефремова: «Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела — и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так — все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»