«Съемки в Палермо» – это история о фотографе, покинувшем Германию, родной город Дюссельдорф. Он открывает для себя новую жизнь в Палермо, в Италии. Вим Вендерс поведал нам немного о детстве, о фотографии, об искусстве, а так же о «жанре изгибов».
- Успели ли вы действительно закончить Ваше кино к Каннскому фестивалю?
Вендерс:
Я заканчивал буквально в понедельник ночью. Финальную версию доставили ее уже к Среде. Конечно, очень нервничал. Да, мы знали, что опоздаем, и это одна из причин, почему наше кино находится в самом конце фестиваля. Когда в Каннах уже во всю шло открытие, мы только находились в стадии доработки и наблюдали церемонию по телевидению.
- «Съемки в Палермо» это ваш первый фильм, который вы сняли в Германии после «Неба над Берлином 2», т.е. не много не мало как 15 лет назад, и первый же фильм, снятый Вами в родном Дюссельдорфе. Что это, возвращение в прошлое?
Вим Вендерс:
Да, я действительно в своем родном городе никогда не снимал, за исключением экспериментов в детстве. Частично выбор актера оставался за мной. Кампио тоже из Дюссельдорфа, он так сказать, «коренной» дюссельдорфовец. Он играет в знаменитом на всю Германию рок-бенде. Я писал историю специально для него. Учитывая, что он все-таки не профессиональный актер, по крайней мере был им до того, как снялся в «Палермо». Он своего становится здесь образом-символом, поскольку зрители Германии знают него как звезду, родом из Дюссельдорфа. А ведь в этот город знаменит своей большой послевоенной фотографической школой. И играет Кампио у меня, как вы поняли, странствующего фотографа. Вот такие параллели-ассоциации. Переплетаются кино и реальность.
- Места и архитектура играют большую роль в Ваших фильмах. Что было важно показать в вашем родном городе?
Вендерс:
Не перестаю удивляться, такая странная вещь с созданием кинореальности происходит; задумываешься о тех местах, что очень знакомые, близкие твоему сердцу, а всегда почему-то идешь снимать именно неизведанные, незнакомые местности, как Сан-Францизко например, Лиссабон, Токио или Палермо. Как иностранец, вы странным образом видите чужие города лучше, чем если бы вы жили здесь всегда. Моя теория такова: очень сложно увидеть, заметить то, что запрятано в вашем сердце. Если вы провели все свое детство на реке Рейн, а спустя 50 лет вернулись к ней, - на то самое место, то сложно было бы обратиться теперь к Рейну, не погрузившись в воспоминания чудных и дорогих мгновений из своего детства. Я хотел сделать фильм о фото – обо всех вопросах, которые беспокоят современных фотографов, среди которых наиболее важный – вопрос об истине. Пожалуй, нет такой профессии, где бы столь тщательно пытались выявить, проявить истину.
- «Съемки в Палермо» это триллер. Вы часто играли с разными элементами жанра в ваших фильмах, и сейчас это давно стало обязательным условием среди модных (арт-хаус) современных режиссеров.
Вендерс:
Я всегда играл с жанрами, в особенности с триллером (например, в «Американском друге» 1977 год, или в «Конец насилия» 1997 год). Мне не разу не удалось сделать фильм только лишь в рамках этого жанра, и «Съемки в Палермо» так же не ограничены его законами. Очень трудно находиться в границах одного жанра, мне не хватает дисциплины, и я восхищаюсь людьми, которым это удается.
Что я люблю в жанрах, так это то, что можно играть с ожиданиями, а так же за существование определенных правил, которым вы можете либо повиноваться, либо работать против них. Жанры смешная вещь: это и рай, и ад одновременно. Они помогают направлять ваши идеи, и они полезны для руководства аудиторией, но они не помогают вам, что вы хотите передать зрителю нечто большее, чем сам жанр. Жанры «сердятся» если вы пытаетесь рассказать иную историю, поскольку они в своем роде самодостаточны. Они любят быть на переднем плане. Но в какой-то момент для меня они становятся очень трудными, потому что в моем случае я хочу рассказать всевозможные истории.
Но мой следующий фильм будет именно «жанровым». Это будет фильм ужасов, очень волнующее кино. В основном, для передачи сообщений, скажем, политических, использую триллер. А ужас это жанр, который редко используют для передачи чего-то большего, чем просто страх. Будущая картина называется «Мисо суп», по мотивам известного японского романа, мы стартуем в Токио весной следующего года. Но пока ничего больше вы от меня не узнаете.
Перевод осуществлен по материалам сайта «Голливудский репортер».