Сын известного режиссера Петра Тодоровского, Валерий легко вошел в кино мир, заявив о себе несомненными удачами. Первые три фильма Валерия Тодоровского "Катафалк", "Любовь" и "Подмосковные вечера" увенчались наградами Канн, Мангейме, Чикаго и Москвы. Его "Страна глухих" по праву была признана лучшей картиной минувшего года. Его называют самым одаренным режиссером нового российского кино. А теперь еще от него зависит, какие фильмы мы будем смотреть на телеканале РТР.
- Валерий, не так давно вас назначили главным продюсером по кино показу телеканала РТР. Чем вы планируете заниматься?
- Производством фильмов и сериалов для РТР. Меня пригласил Александр Окопов, лично. Конечно, я долго раздумывал, как такое решение принимать спонтанно, это ново для меня, но, с другой стороны, у меня есть ряд идей, проектов, мне предложили хорошие условия для их реализации. На РТР сейчас пора реформ, а это довольно интересно – начинать все с начала.
- Что изменится на канале с вашим приходом?
- Я надеюсь, что я смогу привнести какие-то фильмы, сериалы, чем-то украсить канал. Если с моим появлением на канале ничего не изменится, для меня это будет означать некий творческий крах. К таким поражениям я не готов, не привык…
- Как коллеги по творческому цеху отнеслись к этому?
- По разному. Многие решили, что я ушел в чиновники. Но я не считаю продюсерство чиновничеством.
- Но продюсер во-первых, находит деньги, во-вторых, вкладывает их в какой-то творческий процесс, и в-третьих, готовый творческий продукт размещает, то есть продает. Это уже не творчество, а скорее, бизнес.
- Поспорю с вами. Да, продюсер не снимает кино, но он знает, какие фильмы снимать. В этом смысле это абсолютно творческая профессия.
- Вы планируете снимать телесериалы. Вас не смущает, что сериал считается продуктом низшего качества, особенно отечественный?
- Сериал- это демократичное кино, оно не может быть элитарным, фестивальным… сериал должен нравиться всем, а не только нескольким критикам, назвавшим его гениальным. Поэтому наши сериалы – это именно то, что хочет смотреть наш народ. Если народу нравятся «Менты», то почему бы их не показывать. Кстати, этот сериал ничуть не хуже многих европейских или американских. Народ меняется и запросы растут. Я уверен, что уже в этом году появится спрос на мелодрамы, комедии, фильмы других жанров.
- Что из перечисленного вы готовите для РТР?
- Будем снимать все. Мечтаю сделать комедию, но это самый сложный жанр. Способность смешить – это редкий дар. В хорошей комедии шутка должна быть каждые пять минут, а лучше, каждые две минуты. Кто придумает шуток на целый сериал? Скорее всего к осени начнем съемки, но что-то конкретное пока говорить рано.
- Почему все киношники так суеверны, никто не рассказывает о своих работах, пока они не закончены?
- Потому что, пока фильм снимается, его производство могут несколько раз «заморозить». Нехорошо получается, вроде как пообещал, а не выполнил…
- Ваши фильмы для многих актеров стали стартом в звездное будущее. Ингеборга Дапкунайте, Владимир Машков, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова… Вы сознательно выбираете именно неизвестных актеров?
- Мне кажется, когда на экране новое лицо, зритель ему больше верит. Нет стереотипов, ореола сыгранных ролей. Мне легче просто показать, что вот идет глухонемая девочка, у нее своя жизнь, свои проблемы… Чем доказывать, что какая-нибудь звездная актриса вдруг стала глухонемой. Можно делать хорошие фильмы и без громких имен.
- Как же вы находите эти «самородки»?
- Я стараюсь посмотреть как можно больше претендентов. Мне все время кажется, что помимо раскрученных, есть еще масса неизвестных, но очень талантливых актеров, и не только в Москве. Я хочу попробовать всех. Конечно, это невозможно, но я абсолютно уверен, что на любую роль обязательно где-то есть идеально подходящий исполнитель. Ошибка может стоить провала картины.
- Были подобные ошибки?
- Увы, но, к сожалению, когда ты это понимаешь, исправлять что-либо уже поздно.
- Вы говорили, что кино для вас – это праздник, сказка, почему же тогда все ваши фильмы с налетом грусти?
- Сказка тоже может быть и страшной, и философской. Кино как бы предлагает нам свои условия погружения в предполагаемые проблемы или ощущения других людей. Если это нас не захватывает, не волнует, то значит, мало чем отличается от реальности.
- Мы слышали, что фильм «Любовь» в чем-то автобиографичен.
- Он о той атмосфере, в которой я жил в конце 80-х. Люди уезжали из страны, друзья, подруги – какое-то состояние массовой катастрофы… Молодые люди пытались влюбляться, жить, а время проходило мимо них…
- Валерий, насколько нам известно, ваши родители были против того, чтобы вы учились на кинорежиссера. Как получилось, что вы не послушались их?
- Я вырос и воспитывался в кинематографической семье. Мой отец - известный режиссер Петр Тодоровский - меня, маленького мальчика, всегда брал на съемки. Для меня павильоны стали родным домом: я знал, как крепятся декорации, где устанавливают камеры, куда подвешивают софиты. На меня даже боялись прикрикнуть, вдруг я нажалуюсь папе, а это отразится на зарплате обидчика. Мне это нравилось. Нравилось, что в огромном павильоне киностудии мой отец во время съемок - самый главный. Он может и покричать, и помолчать, и все всегда будут слушаться его. Я захотел стать таким же, как папа. Отец, когда об этом узнал, сказал, что на его помощь я могу не рассчитывать. Он почувствовал во мне будущего конкурента. Шутка.
- Возможно, он и прав. Может быть тогда вы расскажете о тех, кто создает вам атмосферу для творчества – о вашей семье?
- О, нет, ни о семье, ни о личной жизни я говорить не буду…
Ну, что ж, 38-летний талантливый режиссер признался, что в его жизни существует только кино. У него нет хобби, для него не существует семейных традиций, даже место за столом он занимает каждый раз другое – в зависимости от настроения. Он не любит отдыхать, избегает светских тусовок, а свои сценарные опыты прекратил лишь потому, что для этого нужно на некоторое время «уходить из активной жизни». В той самой, личной жизни, о которой Валерий не захотел говорить, есть несколько интересных моментов.
Родился будущий режиссер практически благодаря фильму Хичкока «Психоз». На Одесскую киностудию, где работал папа будущего гения каким-то чудом привезли эту ленту, а через час после ее просмотра мама нашего героя родила. В настоящий момент мама Валерия работает кинопродюсером.
Со своей будущей женой Валера познакомился в буфете ВГИКа. Наташа училась тоже на сценарном факультете, но на курс моложе. О том, что она дочь писателя Виктории Токаревой, узнал не сразу. Устойчивость своего брака объясняет невероятной терпимостью жены, которая подходит философски к его невыносимому характеру.