Продюсер Юрий Минзянов рассказывает о трудностях кинопроизводства. (06.06.2008)
-Кто основной покупатель украинских фильмов? Какие страны интересует наше кино? Кому конкретно продает свою продукцию «Стар-Медиа»?
Интерес к нашей продукции есть практически у всех стран ближнего и дальнего зарубежья - это и Прибалтика, Белоруссия, Казахстан, Польша и русскоязычные каналы Израиля и США. И, конечно же, все, что мы производим, покупает Россия.
На сегодняшний день нет ни одного проекта, который бы оставался не востребованным в России.
Гораздо сложнее обстоят дела в нашей родной стране. Вот вам последний пример, который меня очень расстроил: фильм «Внеземной», профессиональная замечательная работа режиссера Сергея Крутина. Совсем недавно, на прошедшем фестивале телевизионных фильмов в Пловдиве, фильм заслуженно получили приз за лучшую режиссерскую работу. Среди 32 представленных работ, главный приз фестиваля «Золотой ларец» вручили создателям высокобюджетного фильм «Караваджо» из Италии. Россия была представлена сериалом Глеба Панфилова «В круге первом». На показе нашего фильма «Внеземной» зрители аплодировали стоя, подходили зарубежные участники и спрашивали, как и где можно приобрести картину. Его, кстати, три месяца назад купил Первый канал России и покажет его в прайме, а на родине он оказался никому не интересным. Хотя действие картины происходит в сегодняшней Украине, главные герои - наши соотечественники.
Два ведущих телеканала проигнорировали его. «Интер» отказался без всяких комментариев, на 1+1 прокомментировали примерно так: «Наш зритель не будет смотреть фильм на сельскую тематику». (Сюжет картины происходит в селе под Чернобылем и связан с чернобыльскими событиями. - Авт.). А между тем, фильм хотел приобрести и канал «Россия». Владу Ряшину, (Глава Наблюдательного совета группы компаний «Стар Медиа». - Авт.) звонил руководитель канала Антон Златопольский и лично поздравил с успешным фильмом.
Как всегда победил бизнес - Первый канал заплатил за премьеру «Внеземного» больше «России».
А что Украина? Мне говорили, что, кажется, СТБ покупал этот фильм, но в пакете(!) с остальными нашими картинами.
Наверное, и в этот раз, заинтересованному украинскому зрителю нужно будет довольствоваться «пираткой» «Внеземного», которая уже месяц гуляет по рынку Петровка.
Еще один свежий пример. Сейчас мы запустили в производство сериал «Смерть шпионам-2», уже пишется сценарий «Смерть шпионам-3». Мы предложили эти проекты популярному телеканалу, а в ответ услышали: «Приобретем, только при условии, если продолжение будет готово к 9 мая 2008 года. В противном случае - нет». А, Первый канал России, как только увидел высокие рейтинги первого фильма, решил купить сериал сразу, и сейчас ждет от нас синопсис третьего фильма.
«Смерть шпионов» - это, своего рода, бренд. Он не нуждается в представлении и глубоком промотировании, а уж, тем более, в обязательной привязке к «дате». Это уже давно понимают на ведущих российских каналах, и никак не поймут на украинских.
-На что именно (может какие-то принципиальные моменты в выборе сюжета, жанров) есть спрос?
Несмотря на изменчивость зрительских вкусов, интерес к житейским, человеческим историям не проходит. Поэтому, по-прежнему актуальны такие жанры, как мелодрама. Несмотря на то, что еще несколько лет назад зрителя, просто таки, перекормили фильмами в криминальном жанре, сегодня возвращается интерес к «мужским» сериалам, с лихо закрученным сюжетом. На смену популярным «мыльными» операми и «слезоточивыми» историями, опять возвращаются экшны - приключения мускулистых парней в камуфляже.
Сейчас, в этом жанре, для канала НТВ, «Стар Медиа» снимает крепкий мужской сериал «Хорошие парни», режиссера Олега Туранского.
Зрителю каждый раз нужно предлагать нечто новое, необычное и бояться этого не нужно.
Приключенческий серил «Отряд», который сейчас снимается, не похож на все, что мы делали до этого. Это, скорее всего такой жанровый эксперимент, здесь есть и мистика и приключения, экшн и фэнтези; элементы черного юмора и хоррора, будет много компьютерной графики. Одним словом, на нашем телеэкране, ТАКОГО еще точно не было. Более того, 80 процентов актеров, участвующих в сериале, - это талантливые украинские актеры. Я не кривлю душой, когда говорю талантливые, вы сами все увидите, когда проект выйдет на экраны.
Порою сложно угадать, куда подует ветер, зрительского интереса, поэтому компания «Стар Медиа» старается охватить широкую возрастную аудиторию. Например, зритель обожает комедию, хотя для воплощения этого безумно сложного жанра нет людей, которые могут это снять. Буквально недавно закончились съемки романтической комедии «Дом, милый дом». Мы рискнули и пригласили молодого режиссера Алексея Мамедова, он закончил киношколу в Мюнхене, учился у самого Вима Вендерса. Я очень доволен снятым материалом, думаю, что в Украине появился еще один талантливый перспективный режиссер.
-С какими трудностями приходится сталкиваться вашей компании (сценарии, непрофессионализм режиссеров-актеров и т.п.)? Почему для вашего первого полнометражного фильма был выбран именно этот сценарий, режиссер, актеры?
Трудностей хватает. Мы серьезно решили заняться прокатным кино, но не можем этого делать в полном объеме, не хватает специалистов, - проблемы, начиная от написания сценария и заканчивая организацией сложно-постановочных съемок - нет людей. Нет, они конечно же есть, но их «убило» телевидение.
Телевидение порой заставляет делать фильмы на потоке, а значит - волей-неволей - халтурить. Прокатное кино - это штучное кино, его на потоке не сделаешь.
Если телекино - это алгебра, то прокатное кино - это высшая математика. А где взять столько толковых математиков!?
Вот и приходится, засучив рукава, делать все самому и постигать на ходу специфику прокатного кино. Как вы думаете, чем я занимаюсь в данный момент? Сижу и слушаю композиции, которые для меня подобрал музыкальный продюсер нашего прокатного фильма, молодежной комедии «Ось ординат».
Знаете, мне 51 год, но я кайфую, открывая для себя преинтереснейший музыкальный мир. У меня на столе лежит диски - «Чили», «Бьянка», «Банд”Эрос», Потап и Настя, хип-хоп, рэп и т.д
В нашем фильме, в необычной для себя роли, не певца, а актера, снимается Володя Крестовский («Уматурман»). Хочу предложить ему написать музыку к нашему фильму, думаю, у него должно получиться.
«Ось ординат» - пока рабочее название нашего первого прокатного фильма. Когда придумаем новое название, у фильма появится и заработает на полную мощность сайт. Рабочее название созвучно с названием повести Дмитрия Алейникова.
Пять лет назад я прочитал эту повесть и загорелся идеей сделать на этом материале фильм. Но, как правило, от желания до реализации путь очень долгий.
К названию «Ось ординат» уже вроде бы все привыкли, но как представлю себе целевую аудиторию этого фильма - 20-летних парней и девчонок - которые стоят перед афишей и кривящихся от сложного математического названия - сразу приходит желание придумать что-то наглое, запоминающееся. Так что пока думаем.
Вообще прокатное кино, это - цепь счастливых, и порой, закономерных случайностей. Я случайно встретил Александра Зеленко, талантливого сценариста, который вдохнул в повесть Алейникова дух времени, и она ожила уже в виде литературного сценария. Но, этот замечательный сценарий, долго еще долго лежал бы на полке и ждал своего часа, если бы не появился Эдуард Парри, (одна фамилия чего стоит!), - молодой режиссер, ученик Эмиля Лотяну.
Эдуард - человек с буйной фантазией, с необычным образным мышлением, с отменным кинематографическим чувством юмора. Просто перпетум мобиле, а не человек. После тяжелого съемочного дня, он может позвонить в одиннадцать часов ночи и предложить сходить на концерт Comedy Club UA (ребята снимаются у нас в фильме). Теперь я понимаю, что только Эдуард способен был поднять на ноги этот необычный проект. Ведь такого еще никто не снимал.
«Ось Ординат» - это не просто молодежная комедия для 16-25 летних, это - фантасмагория, я бы сказал - булгаковщина: остроумные диалоги, неординарные персонажи, адреналин нон-стоп. На поверхности лежит забавная сказка для молодых людей. Но, «между строк» читается - делай свою жизнь, строй свою судьбу сам, не надейся на помощь доброго дяди волшебника. Сказка - ложь, да в ней намек, - добрым молодцам урок. «Ось ординат» - нахальное, порой провокационное кино; фильм-аттракцион, который потребует присутствия современного языка изложения. Этим языком, в полной мере владеет режиссер фильма.
Первые результаты нашего труда можно будет увидеть в декабре на очередном Московском кинорынке. Там будет представлен начальный тизер (ролик) фильма.
И хотя выход фильма в прокат планируется осенью 2008 года, необходимо уже сейчас заинтересовать директоров кинотеатров и дистрибьюторов отснятым материалом.
-Что вы скажете об актерах. Как удалось собрать такой актерский состав?
Наверняка, это - первый молодежный фильм, в котором зрители не увидят Гошу Куценко, Федора Бондарчука, Дмитрия Нагиева, Ринату Литвинову.
Мы с режиссером пришли к выводу, что вполне можем обойтись без этих звездных фамилий. Ведь есть просто хорошие замечательные актеры, к тому же очень популярны и любимы зрителями.
Например, директора казино, в нашем фильме, играет Виталий Хаев, вы могли его видеть в прекрасном фильме «Изображая жертву», - потрясающий актер, его просто обожает московская театральная тусовка. А Слава Разбегаев, в роли обаятельного британского агента Майкла, актеру еще не приходилось играть комедийные роли, поэтому он, с удовольствием, принял наше приглашение. А Владимира Меньшова и Сергея Шакурова вы просто не узнаете, они предстанут перед нами в необычном амплуа, им тоже еще не приходилось играть такие яркие, карнавальные роли.
Армен Джигарханян, Андрей Мерзликин, Сергей Векслер, Александр Баширов согласились сниматься без колебаний. Все в восторге от сценария, от неуемной фантазии режиссера.
Знаете, что я вам скажу?! Если у вас в руках замечательный комедийный сценарий с яркими ролями, то отбоя от первоклассных актеров - звезд у вас просто не будет.
-Сейчас украинские фильмы не окупаются в украинском прокате, что должно произойти, чтобы тенденция изменилась?
И не окупятся, к сожалению… Украинский прокат не поспевает за ростом рекламных бюджетов фильмов, с каждым годом заметна тенденция их роста. В 2008 году снова повысятся цены на телерекламу и наружную рекламу, большие затраты не окупаются кассовыми сборами, ведь зритель, к сожалению, не обновляется, в кинотеатры ходят одни и те же люди. А, нет рекламы - нет и зрителя. Количество кинотеатров вроде бы растет, а залы по-прежнему пустые, заполняются только тогда, когда идут американские блокбастеры с многомиллионными бюджетами типа «Пиратов Карибского моря». Пока, российские производители не могут удивить зрителя такими зрелищными картинками и такими бюджетами. А уж украинские фильмы и подавно…
-На что же вы рассчитываете с «Осью ординат»?
Мы рассчитываем на тесное и плодотворное сотрудничество с серьезными российскими кинодистрибюторами, а главное, каким рекламным бюджетом мы будем располагать в следующем году. Размышляем, каким неожиданным маркетинговым ходом нас удивит наш будущий кинодистрибьютор. Отсюда количество копий, количество залов. Вообще зрителя необходимо каждый раз удивлять, тогда на второй и последующих неделях показа сработает так называемое сарафанное радио, - Димка с Машей решили, что кино «прикольное», посоветовали Ваське, Петьке и Кате, и так далее…
На одной из встреч с дистрибьюторами нас спросили - на какие кассовые сборы мы рассчитываем. Я ответил, что не скрываю, что наша картина будет широко прокатываться, и мы планируем получить более 10 миллионов долларов в прокате.
Мой оптимизм основан на стратегическом расчете. Дистрибьюторы должны знать, насколько высоко мы сами себя позиционируем, и насколько мы готовы играть в их прокатные игры. Мы дали им понять, что уверены в успехе своей картины, иначе, не брались бы за нее вообще…
Леся Коверзнева |