Одна из героинь Инны Ульяновой дерзко заявила: «Я - Эйнштейн в любви!». С этим трудно не согласиться: изобретательности, смелости и энергичности этой актрисы могут позавидовать многие. Словно вечный двигатель неустанно питает неиссякаемый фонтан юмора, страсти и жизнелюбия, превращая даже недолгое появление Инны Ульяновой на экране или в компании в настоящий праздник.
Кто же эта «милочка»?
- Инна Ивановна, вы и в жизни такой же «вечный двигатель», «генерал в юбке», или ваше задорное «Милочка!..» - удачно подобранный образ?
- На самом деле я жуткая трусиха, и в отношении с мужчинами тоже. Но в творчестве я стараюсь добирать то, чего мне не хватает: самоуверенность, властность, даже нахальство, поэтому и появляются такие героини, как Маргарита Павловна. Кстати, это одна из самых любимых ролей, остальные я называю «семечками», потому что забегаю в кадр ненадолго.
- Но запоминаетесь навсегда и даже затмеваете собой главных персонажей. Появление Вашей «дамы с лисой» в «Семнадцати мгновениях весны» задвинуло Штирлица в самый темный угол кадра.
- Мне и сейчас эту дамочку припоминают, как-то на улице подошел мужчина и указав взглядом на лисий воротник спросил: «Инна Ивановна, вы так и не расстаетесь с лисой?»
- В «Покровских воротах» у вас аж два мужа, кому из них отдавали предпочтение?
- Атмосфера на съемках была чУдной, настолько теплых, родственных отношений между актерами я больше не встречала. В этом заслуга Миши Казакова – режиссера картины – гениальный человек. Позже только Никита Михалков встал для меня на столь высокую ступеньку, у него тот же талант собрать хорошую команду и позаботиться о ней. Есть замечательная фраза у Ильфа и Петрова: «Он был такой неотразимый, что отдаться мало», - лучше о Михалкове не скажешь. А на съемках «Покровских ворот» мне кажется, я была влюблена во всех наших мужчин. И Витенька Борцов – Савва Игнатьевич с которым мы дружим до сих пор, и Вовочка Рарикович – «мой первый муж», мне дороги одинаково. А как не полюбить совсем юного Олега Меньшикова – непосредственного, талантливого, изящного и, самое главное, непошлого. Недавно у него был день рождения, я сделала ему подарок – согласилась выйти за него замуж.
- Этот образ вам так дорог, что вы решили не расставаться с ним и в рекламе? Кстати, вы были одной из первых, кто решился попробовать себя в этом критикуемом всеми жанре.
- Реклама – это та же работа, которая к тому же дает неплохой заработок, и за эту работу, как и за любую другую мне не стыдно. Если актриса играет стерву, шлюху – она не стесняется, а если с экрана рассказывает о моющем средстве – ее начинают клеймить позором. И вы знаете, те, кто больше всего меня упрекал, сейчас сами демонстрируют зубную пасту и порошки – это же такой замечательный способ напомнить о себе…
- … и взглянуть на себя по телевизору.
- О нет, я не из тех, кто испытывает оргазм, глядя на себя на экране. Все-таки я больше театральная актриса, в театре мастерство набираешь, а в кино и рекламе – продаешь. Я много лет отпахала в театре на Таганке - это трудно, как в тридцатилетнем браке, все друг про друга знаешь, заранее понимаешь где ждать подвоха и от кого, не приходится выбирать: что играть и с кем. А сейчас я работаю в антрепризе у Гены Хазанова по пьесе «Ужин на четверых» - затейливая вещица: сотрапезники веселятся, хоть и понимают, что все уже отравлены. Антреприза тем хороша, что встречаешься с партнерами на недолгий срок и расстаешься, и все это время ты должен держать себя в тонусе, чтобы не ударить в грязь лицом – точно так же, как в коротком, головокружительном романе.
Проститутку повысили в должности.
- Для вас творчество и любовь неразделимы?
- Как говорил мой учитель Николай Петрович Акимов, театр без любовных историй невозможен. А у меня все любовные интрижки происходили прямо на сцене - я всегда и во всех театрах играла проституток разных стран и эпох. Теперь вот «дослужилась» до хозяйки борделя…
- То есть?
- Снялась в фильме у Димы Астрахана «Леди на день», моя героиня – владелица публичного дома. Это забавная, почти водевильная Рождественская история, с хорошим актерским составом. Я получила истинное удовольствие наблюдать за работой Табакова, Нееловой, это не просто актеры талантливейшие, а еще и личности интересные, с ними после съемок поговорить очень даже любопытно. Да и сам Астрахан – просто неподражаем: орет как дикий моралл, машет руками, поддергивает свои штаники, тут же двигает декорации, начинает хлопать меня по бедрам – костюм поправляет. Я ему говорю: «Дима, оттого, что вы будете утаптывать мои бедра, они ни тоньше, ни толще не станут». Но он обязательно должен во всем поучаствовать сам – такой вот моторный человек. Когда снимали в Ленинграде, я там познакомилась с парнем из сериала про ментов, таким «курносеньким», который ушел из фильма Сашей Лыковым. Оказывается, он совсем другой, красивый и соблазнительный, сразу видно, что знает, как с женщинами обращаться. Я ему говорю: «Надо же, а вы в жизни гораздо симпатичнее!». «Да я вообще другой, особенно при близком общении», - ответил он. Талантливый мальчик – далеко пойдет…
- Вы с таким восторгом отзываетесь о самых разных людях, наверное, в жизни вас постоянно окружают положительные персонажи?
- Ну, это же как смотреть на жизнь: для кого то она черная в белую полоску, а для кого то белая в тоненькую черную полосочку, как говорится, жизнь прекрасна, только обстоятельства иногда складываются погано. Если ты все-время ищешь подвох, то ты его найдешь, а если к человеку с открытым сердцем идешь, вряд ли у него хватит сил туда плюнуть. Там же в Ленинграде к нам был приставлен водитель, чУдный молодой человек, инженер, который подрабатывал на своей машине развозом артистов. Так уж получилось, что мне пришлось три часа сидеть в его машине, ожидая съемок. В кадр меня так и не позвали, но это не потерянное время, потому что все три часа я вела интереснейшую беседу с этим молодым человеком – не так часто встретишь хорошего собеседника, а главное, терпеливого слушателя: не наглого, не похабного. Прощаясь, я ему сказала: «Знаете, Володя, вы не думайте, что я иссякла, я еще не затронула даже своего медного фонда, представьте, что будет, если я алмазный копну. Я тогда и на 1001 ночь пригожусь, а не только на трехчасовую беседу!» Конечно, я кокетнула с ним, почему бы на его гусарское обхождение не отозваться – это же не значит, что я впала в истерическое желание обладать им – бред какой-то, ему всего лет тридцать. Такие встречи порой имеют большее значение, чем любовная связь.
Новый год под душем.
- Вы – такой праздничный человек. Вы любите праздники, шумных гостей?..
- Я люблю вкусно поесть, люблю готовить, хороший стол – это уже праздник, особенно в наше время. Ну а самый любимый праздник – это Новый год. Почему-то запомнился один Новый год моей юности. Мы с Женей Моргуновым поехали в Киев пробоваться на картину, оба молоденькие, никому не известные. Пробы прошли, и надо бы возвращаться домой, да вот только тогда праздник пришлось бы отмечать в пути. Решили остаться и отправились гулять по Киеву. Сначала Женя приставал ко всем подряд девушкам, якобы он Дед Мороз ищет свою Снегурочку. А потом, когда людей на улице совсем не осталось, мы решили вернуться в гостиницу. Здесь я что-то застеснялась и на предложение вместе поужинать стала отнекиваться. На что Женя извлек откуда-то бутылку Шампанского и со словами: «Тогда мы прямо здесь встретим Новый год!», - сорвал пробку. Вино успело изрядно подогреться за пазухой у Моргунова, поэтому фонтан игристого напитка окатил меня с ног до головы. Позже мужчины устраивали мне ванны с Шампанским, но этот «душ» я запомнила на всю жизнь.
- Яркие воспоминания юности остаются с нами надолго. Было такое событие, что поманило вас в актрисы?
- Мои родители никакого отношения к творческим профессиям не имели: мама работала строителем, папа был крупным горным инженером, но мы жили в доме, в котором три подъезда занимали известные кинематографисты. Я каждый день встречала Макарову, Герасимова, Ладынину, Пырьева, я даже видела живого Алексея Консовского – принца из фильма «Золушка», в которого были влюблены все девчонки. Я не исключение, поэтому не удивительно, что я пошла поступать в Щукинское училище. У маленькой худенькой блондиночки, какой я была в те годы, шансов на поступление практически не было, но дело в том, что басню я вызубрила чисто механически, когда же стала ее читать приемной комиссии, до меня стал доходить смысл сюжета Крылова – я просто заливалась искренним смехом. Комиссия встрепенулась. Ну а когда я прочитала стихотворение про «сомнительных дев» и «грошовый дом свиданий», заливаясь слезами от испуга и стыда - все почему-то решили, что я талант. Так что не удивительно, что образ женщины не совсем тяжелого поведения сопровождает меня в творчестве всю жизнь. Меня приняли, но предупредили, что через полгода выгонят, если я окажусь не талантом, а хитрой мошенницей, ловко обманувшей приемную комиссию – вот уж бред, если бы мой смех был игрой, разве это не было бы подтверждением таланта? Как бы там не было, но училась я отлично, чем очень радовала педагогов, да и моя худосочная фигурка стала обрастать формами – это уже интересовало однокурсников мужского пола. Надо сказать, что мальчики в нашем училище были, как наподбор: Юрий Яковлев, Олег Стриженов, Василий Лановой, Миша Державин, Саша Ширвиндт – все красавчики, не влюбиться нельзя. Романились, конечно, но несерьезно, потому что мне всегда нравились мужчины старше меня – порядочные и надежные, чтобы было чему учиться.
Уроки седовласого режиссера.
- После столичного ВУЗа вы оказались в Ленинграде – не иначе как седовласый мужчина поманил?
- Мои педагоги всегда говорили, что мало хорошо учиться, важно найти своего режиссера. Таким режиссером стал Ленинградец Николай Павлович Акимов. Я уехала в чужой город из обеспеченного, сытого дома, и моим единственным близким другом, советчиком, духовным отцом стал Николай Павлович. Он не просто формировал из нас артистов, он воспитывал нас, не позволял лгать, доносить… Он говорил: «Актер, в особенности дама не должен терять чувство правды. Если вы будете лгать в жизни, льстить, лукавить, да еще, не дай Бог, обманывать в постели, то как же вы будете соблюдать чувство правды на сцене». Шесть с половиной лет в Ленинградском театре комедии – это была не школа, и даже не Университет, это, как черный пояс у каратистов. Да с таким учителем передо мной ни один мужчина не мог устоять – весь Невский у ног лежал!
- В театре вас учили искусству флирта?..
- Ха! Николай Павлович был очень чуток к женскому полу, это нечета нынешним режиссерам, которые от образа жизни и загаженной среды обитания стали импотЭнтами, а те, что еще шевелятся, больший интерес проявляют к полу мужскому… Николай Павлович на молоденьких актрис реагировал как надо, он всегда считал, что театр без романов существовать не может, потому что искусство чувственно. Он умел правильно показать актрису – если у женщины красивые плечи и грудь, то уж будь уверена, они будут оголены, если стройные ножки, то… Однажды он сделал мне костюм, в котором юбка напоминала балетную пачку. Посмотрел на меня и сказал: «Пусть это увидят только первые семь рядов, но они получат удовольствие!». Николай Павлович и о нашем будущем заботился – отправлял на гастроли, где можно было познакомиться с завидными женихами. И однажды такой жених нарисовался на моем горизонте – обеспеченный, импозантный, с чином и постоянными загранкомандировками. Акимов подарил нам на свадьбу сервиз, но… сервиз оказался крепче брака, мы развелись через год. Я просто поняла, что любовь и брак - совершенно разные вещи. Потому, что влюбилась по-настоящему. Мой избранник был старше вдвое, умен и сдержан. Молоденькая актриса и седовласый сценарист – сюжет для американской мелодрамы… А впрочем, почти все мои романы достойны экранизации…
- Вы, наверное, вспомнили свой французский роман?
- О, это был еще тот роман и ТОТ Француз! Герой Советского Союза, летчик эскадрильи «Нормандия-Неман», Жан-Пьер Константен. Он горел в самолете, был в плену, а после войны остался работать в России, здесь у него были и друзья и сердечные привязанности, а там, во Франции только двухэтажная вилла, домоправительница, которая была старше на десять лет и племянник.
- Где же вы с ним познакомились?
- Героический француз сотрудничал с журналом «Техника молодежи», а у меня был хороший друг, который работал в этом издании. Он и пригласил Костю, как я его потом называла, к нам в гости. Я, конечно, не возражала, только попросила привезти что-нибудь из еды – в стране вечного дефицита вопрос харчей всегда звучал актуально. Когда я открыла дверь, первые слова, которые я услышала, были чисто русскими: «… вашу мать, как же трудно у вас поймать такси!». «О! - отвечаю, - Я волнуюсь, заслышав французскую речь!…». Был чУдный вечер… А потом наш театр поехал с гастролями в Париж. И Костя полетел следом за нами. После первого спектакля выхожу из театра и вижу – стоит мой кавалер и дежурно скалится. Я даже немного обиделась. Оказалось, что он плохо видит и, чтобы не пропустить меня, улыбался всем женщинам подряд. Все свободное от театра время мы проводили вместе, в маленьком парижском кафе я вручила ему только что вышедшие сувенирные сигареты «Союз-Аполлон», читала стихи: Блока, Цветаеву – Косте нравилась наша поэзия, по духу он был абсолютно русским. Для меня этот человек был воплощением настоящего мужчины: добрый, вежливый, мужественный, заботливый, ответственный и предельно честный – он даже не мог соврать по телефону, что меня нет дома. И я влюбила его в себя. Он, как истинный француз был гурманом, но приходил в восторг даже от простой жареной картошки с селедкой, которой я его угощала. Когда мы расставались, мы писали друг другу дивные письма, он посвящал мне стихи. А потом пришло письмо от племянника Кости – он сообщил, что его дядя умер. Французский роман длился всего четыре года.
Муж-Чин по осени считают
- Это печальная история… вы долго переживали?
- Не знаю, зачем, наверное, чтобы поставить точку переживаниям, я сожгла все его письма… все пять кило. Но если честно, я на безумия не способна, у меня крепенькая головка: по созвездию я Рак, поэтому у меня всегда есть пути отхода, когда я начинаю чувствовать, что моя страсть для меня опасна, я отхожу на более безопасную позицию – каждый мой шаг просчитан, как у шахматиста... хоть я и предпочитаю карты…
- Коллеги по цеху входили в ваш карточный расклад?
- Мужчин-актеров я не признаю. Потому, что если женщина мечтает стать актрисой и всем нравиться – это вполне естественно, а когда у мужчины единственное желание – нравиться, это не совсем достойно сильного пола. Все-таки для меня мужчина состоит из МУЖ и ЧИНА, и чин в данном случае играет не последнюю роль. И большинство моих мужчин как раз и обладали этим самым чином – это были представители нашей интеллигенции, ученые, послы… И если говорить о безумстве – то вот как раз они в это самое безумство впадали. Одно то, что человек такого положения едет в элитный дом отдыха с молодой дамой – уже безумие, за это можно было лишиться всего. Сейчас я это оцениваю, а тогда воспринимала, как приключение с конспирацией, с тайными свиданиями. Да, в молодости мне говорили: «Тебе нравятся взрослые мужчины, потому что ты сама слишком молода, погоди, повзрослеешь, будешь обращать внимание на двадцатилетних мальчиков». Напророчили.
Горячие финские …лоси
- Неужто, Инна Ивановна, вы влюблены? Кому же так повезло привлечь ваше внимание?
- Я пока еще очень даже отзывчивая на мужскую красоту и элегантность. Вы посмотрите на эту фотографию – хорош?
- Кто это?
- Это Володенька, ему 29 лет, я его называю Лосенок. А познакомились мы в Карелии. В Костомукше проходил фестиваль камерного искусства, меня пригласили туда с сольным спектаклем «Муж приезжает только в выходные дни». Первое очарование я получила сразу же на платформе в Петрозаводске – край неописуемой красоты, воздух от чистоты и прозрачности звенит, и прямо возле поезда – брусника ведрами, пирожки горяченькие с пылу с жару, вяленая рыбка гроздями на веревочке – свеженькая и ароматная только хвостиком не бьет. Это же кем надо быть, чтобы на эту вкуснятину и красотищу не отозваться всеми вибрациями души?! И вдобавок к моему восторгу я вижу на платформе совершенно потрясающего молодого человека – рост 186, огромный, совершенно нордический мужик, с чУдной кожей, светлой, густой гривкой и скромным взглядом – в такого просто нельзя не влюбиться! Как потом оказалось, он именно нас и встречал. У него своя турфирма, машина, а так как от платформы до места проведения фестиваля нет никакого транспортного сообщения, он и приехал лично «встретить дорогих гостей». И пока мы ехали этими лесами девственными, озерами хрустальными да валунами, оставленными ледниковым периодом, Володенька развлекал нас разговорами, да еще, управляя автомобилем, умудрялся угощать меня кедровыми орешками. Но что значит 30 километров до Финляндии? Ни тебе наглой распальцовки, ни приблатненной речи – настоящий «горячий Финский парень», культурный и спокойный, к тому же еще, маменький сыночек. Он пригласил меня на дачу, познакомил со своим очаровательным семейством, мне устроили замечательный ужин – так как меня кормили там, ни на каких Швейцарских Альпах, ни на других дорогущих курортах не покормят. А потом я сказала Володиной маме: «Мне очень хочется выйти замуж за вашего сына, но не надо так бледнеть, он об этом не знает, может мне удастся его уговорить».
- А сам Владимир как реагировал на интерес такой популярной актрисы?
- Конечно, он немного стеснялся, что на него обратила внимание дама почтенного возраста, но было видно, что ему это приятно. Мне бы не хотелось, чтобы кто-то углядел в наших отношениях что-то пошлое – типо: любви все возрасты покорны! Вся трагедия не в том в том, что мы стареем, а в том, что в душе мы остаемся молодыми. Но когда ты перестаешь реагировать на красоту, на мужскую стать, на излучение – тогда и наступает старость. От того, что Бетховен был глухим, он не переставал слышать музыку. Пусть у меня мешки под глазами, как у Бассета, радикулит скрутил и хвост отваливается, как у того пса из мультфильма, но от этого я не перестаю слышать музыку, видеть розу, чувствовать тепло рук, замечать флюиды души. И если я настроена любить, я эту любовь обязательно встречу.
Рецепт семейного компота
- Ваш супруг не ревнует?
- Ну что вы? За что же меня ревновать? У нас с мужем особое понимание по этим вопросам. Гена чем-то похож на Хоботова из «Покровских ворот»: покладистый и немного беспомощный – большой ребенок. Несмотря на то, что у нас и нет штампа в паспортах, он мой муж - не могу же я назвать любовником мужчину, с которым живу под одной крышей много лет. Гена никакого отношения к искусству не имеет, он физик, доктор наук, профессор, настоящий фанатик своего дела – работает без выходных, правда за это почти ничего не получает. Мне повезло, потому что я стала бабушкой, минуя материнство… У моего Гены есть дочка, а у нее дети – мои внуки. Мне нравятся такие отношения и если я хочу от мужа отдохнуть, он просто уезжает жить в свою квартиру. Я вам должна сказать: я одна из тех немногих дам, которая никогда не понимала, почему надо быть обязательно замужем. Недостатка в поклонниках я никогда не испытывала, да и сейчас не чувствую себя обделенной мужским вниманием. Я хоть и старушка, но старушка функционирующая, а еще я – свободная дама, захочу, завтра скажу: «Вот ты, третий справа, да не ты, плешивый, а тот, что у тебя из-за спины выглядывает, у тебя есть место, где мы будем встречаться? Тогда можешь пригласить меня на свидание». Мне не знаком трепет, возникающий при слове семья – дом, бабушка, дедушка, папа, мама, детки, племянники… Я знаю, что родственники – это кровососы, которые только ждут от тебя подарков. Я просто не домашняя женщина, такое понятие чаще встречается у мужчин, а тут и мне досталось. Может я Дон Жуаном была в прошлой жизни: «Дон Жуан не лгал любимой, что был он в первый раз влюблен». Так же и я каждый раз влюбляюсь впервые и очень счастлива этой каждодневной возможности любить. Жизнь удивительно коротка – это банально, но это так, и если ты каждую ее минуту воспринимаешь, как чудо, пусть обыкновенное – значит все в порядке. У меня никогда не было космических запросов. Если ты просыпаешься утром, и светит солнце, или идет дождь, если ты настроен радоваться, если у тебя есть хорошая книга, добрые друзья, работа, которая позволяет кушать и одеваться, если тебе везет в картах, да еще и в любви… вот это, как говорят у нас на Украине: «Це есть мед и компот!». Как говорится: «Жизнь сложна, но чересчур, и даже удивительна, но слишком, и все-таки жизнь прекрасна», - ну а хреноватые обстоятельства мы как-нибудь переживем. Вот так, «я вывернула себя всю наизнанку, как наволочку, проявила столько сомнений, но легкомысленно открыла все секреты!!!»