Интервью с писательницей Натальей Андреевой. (06.06.2008)
Наталья Андреева – автор тридцати пяти книг. Сама она называет жанр, в котором работает, "психологический детектив с элементами триллера", и считает, что современные пишущие дамы зря обходят его своим вниманием. За последние годы для экранизации было выкуплено пятнадцать(!) книг Андреевой, канал РТР уже показал четыре фильма по мотивам ее романов: "Стикс", "Шутка", "Комната с видом на огни" и "Девять дней до весны". Мы побеседовали с Натальей Андреевой об экранизациях ее книг, о кино, о любви и о многом другом...
Наталья, Вы видели фильмы, поставленные по Вашим книгам?
Да, конечно. Они шли по выходным дням. Канал РТР ставил их в прайм-тайм, в 21.25, в самое лучшее время. Три фильма получили очень хорошие рейтинги и об этом писал "Коммерсант". Они были лучшими фильмами недели. Причём "Комната с видом на огни" конкурировала с Дневным дозором".
"Стикс" с Александром Домогаровым в главной роли смотрели всей семьей, обсуждали. И фильм интересный, и актер интересный. На его сайтах (у Домогарова их несколько, официальный и пара неофициальных) этот фильм очень активно обсуждался. Я заходила, читала. Было приятно то, что многие поклонницы Александра знакомы с книгой.
Потом фильм "Девять дней до весны", который рекламировали как мелодраму. В главных ролях Павел Майков, Александра Урсуляк, Анна Банщикова. По-моему, фильм замечательный.
Что касается "Шутки" - мне понравилась актриса Ирина Лачина, исполнившая главную роль, роль Людочки.
А то, что убрали сам финал? Ведь в книге ее смерть не просто оправдана - она закономерна. Тимур, убивающий ее и произносящий последнее слово в книге: "Шутка"…
Вот, кстати, слышу от всех читателей возмущение по поводу того, что ни в одном фильме не оставлен знаменитый "андреевский" выстреливающий финал!
Понятно, почему заменили горную лавину на Кавказе баней в деревне - это дешевле, причем в принципе получилось неплохо, но почему нельзя было, чтоб в нее выстрелил Тимур? Так все было бы закономерно…
А что помешало сделать близнецов в "Стиксе"?
Я вхожу сейчас в мир кино так же, как когда-то в литературу - очень осторожно. Встречаюсь с людьми, обсуждаю, пытаюсь убедить их привлекать меня, советоваться.
И потом, есть еще один фактор: права на экранизацию раньше принадлежали издательству. Я не исключение; взять, к примеру, наших прим - у всех похожие ситуации. Начиная печататься, ты "продаешься" вся, и только потом, став фигурой… Вот права на мою последнюю, тридцать пятую книгу, "Выдержка", принадлежат мне, и хотелось бы, чтобы с моим героем, Леонидом, произошло то, что я написала! Если сейчас мне предложат продать права на ее экранизацию, то я буду долго, очень долго думать. Теперь я уже никуда не спешу.
Вы смотрите "свои" фильмы вместе со страной? Или Вам их показывают раньше?
Предыдущие фильмы я смотрела вместе со страной, но теперь буду смотреть раньше.
И какая зрительница Андреева? Вы спорите с экраном? Возмущаетесь? Радуетесь?
Мне присылали сценарии. Я морально была готова.
Вам присылают сценарии как жест вежливости? Или от Вас что-то зависит, Вы вносите правки?
Пока это были жесты вежливости, даже если я писала, ЧТО мне не понравилось. Здесь два варианта развития событий: либо ты ищешь возможность диалога, либо встаешь в позу, жестко говоришь: "Нет, мне это не нравится!", - и тогда все делают просто без тебя. Потому что права проданы, и я не могу отменить сделку, тем более что не я их продавала.
Наталья, а третий вариант Вы не рассматривали? Написать сценарий по своей книге самой.
Это возможно, но я человек, привыкший делать все хорошо, профессионально. Значит, придется затратить на это уйму времени. Так, может, мне стоит за то же время написать еще одну книгу?
С другой стороны, если бы ко мне пришли из кинокомпании и сказали: "Вот конкретная книга, напишите сценарий", - я, может быть, и согласилась бы. Я охотно берусь за все новое. Я трудоголик и не могу не работать. Может быть, временная смена амплуа внесла бы в мою жизнь приятную новизну?
У меня была идея сделать что-то совсем новое, я подумываю об историческом романе. Написание сценария в этом ключе - это большая работа, но в то же время и возможность отвлечься. Любопытно.
Рейтинги, обсуждения, это хорошо. Но что скажете Вы об экранизациях? Что осталось от книг? Удалось ли передать тот стиль, то "андреевское" настроение, которое так ценно в Ваших книгах?
К сожалению, я не видела фильм по "Комнате с видом на огни". Это одна из моих самых любимых книг. Я знаю, что содержание сильно изменили. Да и в фильмах, которые я видела, содержание изменено. Я вчера получила письмо от Артимовича, режиссера, снимавшего "Девять дней до весны". Он тоже интересовался моим мнением, именно потому, что фильм сильно отличается от книги. Я ему ответила, что фильм есть фильм, кино - это отдельный жанр.
В восемьдесят восемь минут экранного времени мои книги не вмещаются.
Мы беседовали об этом со сценаристами, встречались с редакторами. Сценарист "Комнаты с видом на огни", рассказывала мне, КАК она хотела оставить всех героев, звонила редактору, режиссеру. Так ей было жаль что-то убирать. Потому что в какой-то момент встал вопрос: "Фильм или сериал?".
Совершенно верно. Если оставлять всех ваших героев и не трогать историю, то это минимум восемь серий.
В том-то и дело! "Форвард-Фильм" например, снимает по моим книгам сериалы. Они купили восемь романов для мини-сериалов: "серию" про Алексея Леонидова ("Эра стрельца", "Ничего личного", "-Автора!", "Ангард!", "Принц Эдип" и т.д.). "Черновую сборку" "Эры Стрельца" видел мой муж. Говорит, что пробирает. Главный герой - мужчина, оказавшийся в центре напряженной ситуации. Из популярных актеров, снявшихся в этом сериале, по памяти могу назвать только Ирину Селезневу, очень интересную, талантливую актрису. Она играет роль Ирины Серебряковой. Я скоро поеду к ним смотреть, повезу в подарок мою последнюю книгу - "Выдержка". Они хотят ее почитать; они все мои книги читают. Кстати, они очень удивили меня своим желанием экранизировать роман "Дети белой богини". В свое время издательства очень долго не хотели печатать эту рукопись, мотивируя отказ тем, что роман очень тяжелый. Позже его все же напечатали, и он настолько понравился, что теперь его решили экранизировать.
Что еще планируется?
Летом запускаются еще три фильма для РТР: "Гробница Наполеона", "Фобия" и "Кен". Мне сказали, что экранизацию "Фобии" осуществит талантливый режиссер Михаил Туманишвили, которого я очень уважаю.
Сейчас идет разговор о том, что летом, может быть, я поеду на съемочную площадку, посмотрим, как это снимается.
Наталья, какое кино Вы любите? Что вы предпочитаете, наш кинематограф или зарубежный? Какие жанры?
Кино я люблю. Диапазон моих пристрастий очень велик. С одной стороны я люблю Тарковского: "Солярис", "Сталкер"; с другой - с удовольствием смотрю американские комедии вроде "За бортом" и ничуть этого не стесняюсь.
Что стыдного в том, что человек любит легкие фильмы? Детективы люблю, обожаю триллеры, в том числе психологические. Американские "Первобытный страх", "Основной инстинкт", хотя это не совсем то, "Цвет ночи" с Брюсом Уиллисом, "Ножницы" с Шэрон Стоун. Такого плана триллеры, где актеров мало, но есть действие, где сюжет четко завязан и прописан, будто кусочки головоломки, точно ложащиеся на свои места.
У нас такого кино почти нет. Считается, что это не наше, не русское, мы тяготеем к более вязкому сюжету, осмысленному, наполненному идеей.
Если детектив - то размыто-растянутый, с раздумьями, с монологами. По-моему, американское кино в этом плане более сильное, продвинутое. Я, в принципе, потому и работаю в таком жанре - считаю, что нам этого не хватает.
Жанр, в котором Вы пишете - "детектив с элементами триллера". Но многие считают, что триллер - это трупы, кровь…
Триллер - не кровь, он в сюжете. Его можно "вытянуть" на одном трупе и без капли крови, показав психологию героев, на динамике, на нужном напряжении.
Сейчас я пишу роман "Истина в вине" ("In vino veritas"), который я бы позиционировала как жесткий, четкий триллер. Финал будет феерический, там можно наворотить (улыбается). А по структуре - героев мало, трупов тоже, крови нет. Действие происходит в старинном замке: свихнувшийся миллионер, устраивающий вечеринку-дегустацию; подвал, где веками хранятся вина... Сюжет крутится вокруг бутылки коллекционного вина. Меня мучил финал, а тут сегодня проснулась и поняла: "Есть!". Тут же села и написала. Так что ехала сюда счастливая.
Наталья, все перечисленные Вами фильмы не наши, не российские.
Наше кино мне нравится. Я благодарный зритель, мне нравится многое. Классику стали экранизировать. Мне, как поклоннице Достоевского, очень понравился фильм Бортко "Идиот". Какие актеры! От Евгения Миронова я просто без ума! Ольга Будина, талантливая актриса, прекрасно Аглаю сыграла. Ресурс нашего кинематографа - огромен, и потому обидно, что по-настоящему хороших фильмов мало! Смотришь на американских актеров, потом на наших, и понимаешь, что наши - талантливее! Актер лицом, глазами ТАК играет, ему бы текст достойный в уста!
Когда я пишу, всегда перед глазами представляю человека, который смог бы это сказать. И порой это читается. Мне говорили, что на роль Малиновского в "Комнату с видом на огни" хотели пригласить Александра Домогарова. Я писала для Домогарова! А когда я писала "Стикс" - думала о Домогарове и Певцове, и взяли Домогарова! Я так прописываю типажи, что в процессе кастинга невольно отбираются те же актеры.
Возвращаясь к разговору о "Шутке", я писала Якушева для Владимира Ильина. Обидно, что убрали Якушева и его треугольник с тем мальчиком - это бы смотрелось пикантнее.
Но главное - начало положено! Хорошо, что это есть, тем более что я останавливаться не собираюсь, продолжаю писать. Пока я одну книгу пишу, у меня еще пара идей рождается. Я ведь работаю запоем, не останавливаясь.
Я когда "Стикс" закончила, мне врачи поставили диагноз "крайняя степень истощения нервной системы"; этот роман был написан за полтора месяца. Врачи сказали, что при таком образе жизни я долго не протяну. После этого я написала еще двадцать книг и счастлива!
Значит это Ваше лекарство.
Наверное. Я заставляю себя делать паузы. Съездила недавно в Египет с мамой, потому что дома я не могу отдыхать, не получается (улыбается). А там я отдохнула, неделю ничего не делала.
Кстати, об отдыхе… Вы отдыхаете, смотря кино? Следите за новинками? Ходите в кинотеатры?
Конечно, отслеживаю новинки, покупаю. В кинотеатры ходить не люблю, мне удобнее смотреть дома. "Волкодава" посмотрю на днях, "Остров" Лунгина купили и несколько раз посмотрели. Думаю, что смотреть надо все, особенно громкие премьеры. Считаю, полезным для себя быть в курсе событий, поэтому читаю "Комсомолку", смотрю рейтинговые сериалы типа "Няни" и не считаю это зазорным.
Вы можете себе позволить ежедневно смотреть сериал?
Не ежедневно, но в принципе могу. Все успевает тот человек, у которого четко распланирован день. Я "жаворонок", встаю в семь утра. Времени на раскачку, вроде чашки кофе с сигаретой, мне не требуется, так как я не курю и не пью. Бокал хорошего вина в компании - не в счет (улыбается).
Я встаю, делаю гимнастику, провожаю сына с мужем и сажусь работать, часа на три-четыре. Этого достаточно. В течение дня все это крутится в голове, вынашивается, выстраивается. Когда назавтра я сажусь писать, в голове уже есть четкий план, что и как я напишу. Нормы у меня нет, могу страницу написать, а могу - пять. Никогда не подсчитываю страницы, буквы. Так я работаю до обеда. Потом из школы возвращается сын - встретить, накормить, поговорить. Ему 16 - подростковый возраст. Потом иду либо в бассейн, два раза в неделю я плаваю, либо на урок английского языка. Ежедневной практики у меня нет, а язык забывать не хочется. Возвращаюсь домой часов в девять, общаюсь с семьей - и спать. Таким образом, час перед бассейном либо уроком английского у меня остается на просмотр сериала. И потом, я, как писатель, должна, что называется, быть ближе к народу, для которого пишу - ездить в метро, в маршрутках. Смотреть, слушать, впитывать в себя все это, а потом писать.
В транспорте Вас узнают?
Что Вы! Я не публичный человек. Меня не балует вниманием ни телевидение, ни пресса. Дело в том, что "женский детектив" сейчас избитая тема, полки книжных магазинов ломятся от изобилия данного "товара". Есть "иронический детектив", еще какой-то. Регалии розданы: есть "королева детектива", "первая среди лучших" и т.п. Только прочтя мои книги, люди понимают, что это Литература. Есть клише "женского детектива" и самым сложным было от книги к книге убеждать читателя, что мои книги не похожи ни на что из того, что он читал прежде. Я, например, не совсем понимаю словосочетание "иронический детектив", не вижу в этом повода для смеха, потому и пишу драмы.
А Вы читаете современные детективы?
Конечно, а как же! Писатель должен знать своих конкурентов (смеется).
Вы читаете их как конкурентов?
Во-первых, я читаю их, чтоб не повторяться, в во-вторых, чтобы знать как работают другие, в каком ключе, с какими схемами. Чтобы найти свое, надо знать, что предлагают другие.
Можете назвать авторов?
Устинову читаю, Донцову, Маринину, Шилову, Дашкову, Вику Платову, Акунина, Серову, Аню Малышеву, Полякову, зарубежных авторов. Я практически всех читала.
С кем-то знакомы?
Знакома с нашими авторами (издательства "АСТ") - с Викой Платовой, Полиной Дашковой. Как-то пересекались на круглом столе с Марининой. Но дружбой с кем-нибудь из них похвастаться не могу.
Наталья, возвращаясь к теме узнавания. Ваши фотографии, причем разные, занимают всю заднюю обложку Ваших книг. Чья была идея?
Решение поместить большую фотографию на обложку, было приято издательством, после того как они увидели материал первой фотосессии. Фотограф спросил меня, не хочу ли я поменять профессию - камера любит. Позже сделали вторую фотосессию - еще лучше, третью, четвертую, и поняли что фотографии отличные. Тогда прозвучала фраза: "Это надо показать людям!" (улыбается). То есть, изначально идеи не было, решение пришло после. Люди, видевшие фотографии, говорили: "Какая она разная", - как и в книгах, я разная. Есть мягкие книги, есть жесткие. Так же и на фотографиях, на одних - светская львица, на других девушка с ромашками, на третьих - стиль "секси". Как-то вдруг пошла игра перед камерой, меня переодевали - я тут же менялась. На последней фотосесии мне очень повезло со стилистом. У меня сложные волосы, длинные, ниже пояса. Она так красиво их уложила. Когда возник вопрос с платьем, все удивились тому, что платье недорогое. Я вообще, предпочитаю не тратить деньги на наряды. Уверена в том, что можно одеться хорошо и недорого.
У Вас отличная фигура.
Спасибо, это плоды труда. Я постоянно сижу на диете, занимаюсь спортом. Когда мне делают комплименты, спрашиваю: "Вы готовы к этой каторге? Если нет, получайте удовольствие от жизни, в том числе и в еде!". Много лет живу в таком режиме. Я бы бросила, но жаль потерять результат стольких лет.
На обратной стороне обложек Ваших книг написано: "Наталья Андреева. … Давно и счастливо замужем, растит сына… она любит, любима, известна…". Ни у кого из писателей такого не написано. Это основные ценности? Кто придумал написать это на обложке?
Эта идея принадлежала людям, которые познакомились со мной и с моим мужем. Первое, что их поразило, это то, КАК мы друг к другу относимся. Это не я придумала, не с моей подачи, это мнение людей, увидевших нас, сказавших: "Видно, что вы единое целое, что вы любите друг друга". Виктор делает для меня так много, мы столько пережили вместе, что действительно стали одним целым.
Можно сказать, что это Ваши главные жизненные ценности?
Любовь и семья? Конечно! Я человек семейных ценностей. Я понимаю, что это редкость - выйти замуж в 18 и прожить в браке 19 лет, ни разу не заговорив о разводе. Когда мы женились, два иногородних студента, у нас не было ничего. Говорят, сейчас модно любить мужа, так что нам везет и в этом (улыбается).
В разговоре мы немного коснулись "серий". Про Алексея Леонидова мы поговорили, но у Вас есть еще серия книг под общим названием "Любовь.ру".
Очень давно мне заказали серию книг на современную тему, где главной героиней была бы женщина - "Любовь.ру". Серия вышла, но технически она устарела: компьютеры, телевидение - все идет вперед. Скоро эти книги выйдут в новой редакции, я там многое добавила, что-то изменила. Со дня на день выйдет четвертая книга этой серии, "Любовь и смерть в толпе", где я пыталась проанализировать, как может умный взрослый человек использовать увлечения подростков. Вообще я люблю отдельные книги, серия про Леонидова появилась спонтанно. Это были первые книги, но со временем добавлялись еще, и вот их уже семь. Любимой книгой этой серии могу назвать "Ангард!".
Поклонники Вашего творчества знают, что Вы продумываете все, вплоть до оглавления. Например, если прочитать оглавление книги "Новое платье королевы" - получится стихотворение.
Поиск формы - это отдельная тема. Это не рождается сразу, это мучительно и больно. Так же, как и названия книг. Допустим, есть книга, надо ее назвать. Называю "Соло для пистолета с оркестром", значит, главы будут называться "Адажио", "Анданте" и т.д. "Новое платье королевы" сначала вышло в издательстве "АСТ" под названием "Эскорт", позже я его переработала, что-то поправила. На мой взгляд, стало лучше. Как я дошла до стихотворения, уже не вспомню.
Сначала я придумала сюжет про конкурс красоты. Когда придумала героев, решила написать про них стихотворение. Прочитав его и поняв, что в нем двенадцать строчек, как и глав в книге, решила озаглавить каждую главу строкой стихотворения, причем так, чтоб содержание соответствовало конкретной строчке.
"И милый красавец-паж" - глава об Олеге Новлянском, финальная глава "Мораль у ней все же есть" - выводим мораль всей истории.
Если это "Кен", где расследуется убийство теннисистки, то названия глав - это счет, по сетам. Если очко выиграно, значит, выиграно, а проиграно - так и запишем. Обязательно четкое соответствие названия и содержания.
Если вспомнить "Гробницу Наполеона" - это карты. Я это в воздухе не вешаю, обязательно подтягиваю к содержанию. Что касается самих книг - тут тоже приходится попотеть. Нахожу что-то в интернете, покупаю специальную литературу. Сейчас писала "Выдержку", есть такой профессиональный термин в фотографии - много литературы пришлось перелопатить. Заканчиваю роман о вине, тоже книг накупила. Могу к каждой книге приложить библиографический список, потому что все обязательно проверяю. Настольная книга - энциклопедия оружия, от книги о пистолетах недавно отвалился корешок, настолько ее затаскали.
Творчество - это хорошо, но иногда приходится и мозгами поскрипеть. Порой спать ложишься, а сон не идет - думаешь, думаешь. Я шахматистка, в детстве очень любила шахматные этюды разбирать. С тех пор осталась привычка думать, хотя, как блондинка, стараюсь о своей любви к шахматам не распространяться (смеется).
Наталья, у Вас есть свои приметы? Вы суеверны?
Даже не знаю. Я верю в человека! У меня случай был: перед поездкой в Хабаровск я вытащила из колоды три карты наугад. Мне выпали: туз пик, десятка пик и десятка треф - хуже и быть не может! Я подумала, что самолет грохнется и… полетела! (улыбается). Шикарная была поездка, все как по маслу. Я прилетела домой и сказала: "Все это - ерунда!". Если навстречу мне попадется человек с пустым ведром, скажу себе: "Продай очередную книгу, и ведро станет полным!". Может, во что-то такое я и верю, но больше все же в человека. Верю, что МЫ способны изменять свою жизнь! В моей жизни были моменты из серии "Как закалялась сталь", мне ничего не дается просто, только упорством и трудом.
Но давайте говорить о том, какая я сейчас: молодая, красивая, успешная, главное - здоровая! Я за это боролась, и я к этому пришла.
Алла Каргина |