«Культуру в массы» – следуя примерно такому девизу, чиновник от культуры Михаил Ефимович Швыдкой вот уже несколько лет появляется на телеэкране дабы посеять средь россиян крупицы истинного искусства. Нынешний музыкально-разговорный проект «Жизнь прекрасна» служит тем же целям. А чтобы жизнь в телевизионном пространстве действительно оказалась прекрасной в дуэте с мэтром выступает молоденькая вокалистка Лена Перова.
Школа непарламентских выражений
«Швыдкой» в переводе с украинского означает «быстрый», «шустрый». В известной песенке поется: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», а значит, большое плавание Михаилу Ефимовичу Швыдкому было предначертано уже по факту рождения.
Вопреки «говорящей» фамилии наш герой появился на свет ни на Украине, а в Киргизии, в Канте, 5 сентября 1948 года. Его отец, военный, служил там после войны, а мама работала в местной больнице после окончания медицинского института. Лишь недавно, погостив на родине, Михаил Ефимович обнаружил, что это вовсе не город, а деревня. Родители разошлись, когда мальчику исполнилось пять лет, так что рос он в основном у маминых родителей, и с большим теплом вспоминает и бабушку – интеллигентную, изящную Одесситку, и деда - героя первой русской революции 1905 года. Тем временем и мама, и папа Михаила создали новые семьи, а сын наезжал к ним на выходные по очереди. Собственно спустя годы, именно он и «сцементировал» их всех в одну большую, дружную семью, пригласив всех вместе на свою свадьбу и объявив, что ему некогда общаться с ними по очереди. С тех пор, вот уже больше тридцати лет «старики» очень дружат, постоянно созваниваются и встречаются.
Бабушкино воспитание дало о себе знать: сама, хорошо образованная, она и внуку старалась дать превосходное воспитание и образование – мальчик обучался в хорошей школе, посещал театры и консерваторию. Не удивительно, что Михаил учился на отлично, увлекался физикой и математикой, блестяще владел английским языком, обладал феноменальной памятью – мог запросто прочитать страницу учебника и тут же пересказать ее наизусть. Но читать не любил …
Примечательно, что одноклассником Швыдкого был Игорь Костолевский, они даже сидели за одной партой и будущий актер, едва успевавший на тройки, подсмеивался над приятелем-отличником. Тот в ответ кулаков не распускал, а в решении любых конфликтов проявлял завидную дипломатию и ограничивался лишь стандартным набором непарламентских выражений.
Знакомство в избе-читальне
В старших классах Михаила Швыдкого стало мучить раздвоение личности: в нем со Швыдким-физиком заспорил Швыдкой-лирик! Дело в том, что юноша случайно забрел в соседнюю школу на занятия поэтическо-театрального клуба… и стал его постоянным посетителем. А потом еще записался в киностудию при Дворце пионеров. К выпускному балу перед Михаилом встала неразрешимая дилемма: физфак МГУ или ГИТИС. Вопрос разрешил график вступительных экзаменов – в ГИТИСе они проходили раньше, и успешно пройдя это испытание, абитуриент решил: так тому и быть, это судьба!
Кстати, СУДЬБА поджидала Михаила Ефимовича еще во время подготовки в театральный. Если вспомнить, что в школьные годы наш герой не дружил с книгой, то удивляться не приходится, что ему предстояло перечитать целый вагон разнообразной литературы – Швыдкой засел в библиотеке наверстывать упущенное. Библиотекарем работала милая девушка Марина, она только что закончила десятилетку и уже успела провалиться в Школу-студию МХАТ, и теперь подрабатывала в театральной библиотеке. Молодые люди почувствовали взаимную симпатию, у них завязался роман: они ходили в театры или просто бродили по улицам… А потом Михаил случайно разбил дорогие и дефицитные очки ее мамы, привезенные из-за границы. Сегодня может показаться смешным, но в 1968 году эта неприятность стала причиной завершения романа. Позже мы вернемся к девушке Марине, а пока займемся образованием.
Педагогический экспромт
Оказавшись в театрально-литературной среде, Михаил Швыдкой почувствовал себя темным и необразованным и решил, во что бы то ни стало восполнить все пробелы гуманитарного образования – до четвертого курса он читал запоем. В результате он написал диплом на год раньше однокурсников, и его направили преподавать зарубежную литературу в Улан-Удэ. С тех пор Швыдкой не расстается с педагогической деятельностью. Он не раз признавался, что без этого просто не мог бы жить: «Общение со студентами - это приток какой-то эмоциональной информации, которой нет в моей чиновнической работе. Я чаще имею дело с мастерами, с опытными людьми, прожившими определенную жизнь, а студенты несут совершенно новые эмоции, у них другие глаза, у них по-другому стучит сердце. Они очень похожи на нас, на самом деле. Когда все говорят, что между поколениями какой-то невероятный разрыв, – это не верно. Ничего подобного, они продолжают делать те же ошибки, которые делали мы, и только лучше нас делают хорошее. Молодежь лучше нас, с моей точки зрения».
Когда в середине 80-х годов Швыдкой преподавал историю зарубежного театра на постановочном факультете Школы-студии МХАТ, нередко случалось, что не хватало аудиторий. Однажды занятие проходило в помещении Щепкинского училища, в классе живописи и рисунка. Обстановка там была довольно богемная: повсюду стояли мольберты, гипсовые головы и копии античных скульптур. Войдя в помещение и оценив ситуацию, Михаил Ефимович объявил: «Сегодня у нас по плану классицизм, но, видимо, придется перепрыгнуть лет через пятьдесят и в этих романтических декорациях рассказать вам о романтизме». Студенты навсегда запомнили эту лекцию, как блестящий экспромт, они любили Швыдкого за его насмешливое и несколько циничное отношение к жизни.
Возможно, такая позиция выработалась из-за того, что послевоенное детство нашего героя не было легким, семья не имела избыточных средств. Рассказывая о юности, Михаил Ефимович вспоминал, к примеру, что у него с мамой был один свитер на двоих, который они одевали по очереди, когда посещали консерваторию или театр. Он с детства мечтал о костюме и как только смог его себе купить, носил, не снимая. Он и по сей день предпочитает носить костюм непременно с белой рубашкой и галстуком, считает его своего рода защитой и уверен, что такая форма одежды придает уверенности, делает его более серьезным и подтянутым.
Сейчас Швыдкой, человек не бедный, а в молодости ради заработка он брался за любую работу: писал статьи и книги по проблемам театра и кино, преподавал в вузах, ездил с лекциями по стране. Однажды в загран-поездке вместе с театром приключилась комедийная история. Всем известно, что командировочные были весьма скудными, их обычно хотели сэкономить, чтобы купить семье и друзьям подарки, поэтому питались чем придется. Как-то, артисты варили суп кипятильником в ванне, суп был почти готов, когда один из присутствующих обнаружил, что ванна заткнута… его носками. Он разозлился и выдернул из слива свои носки - супчик тут же уплыл в канализацию, оставив честную компанию без обеда. Навыки варить суп остались у Швыдкого до сих пор, еще он научился жарить яичницу, тушить мясо, но в еде отдает предпочтение нездоровой пище – копченой колбасе, салу, сосискам…
Рискованные шаги к цели
Наверное, трудное детство стало стимулом, чтобы стремиться в жизни к лучшему – сначала вырваться из нищеты, заработать денег, получить образование, а дальше все больше и выше…
К началу перестройки Швыдкой был уже доктором искусствознания, известным критиком, любил находиться в центре внимания и посещал светские мероприятия. Многие в ту пору начали делать состояние, открывать свой бизнес. Швыдкой выбрал другой путь – в сторону карьеры на государственной службе: в 1990 году, будучи заместителем главного редактора журнала «Театр», он сделал весьма рискованный шаг – опубликовал в своем журнале скандальную пьесу «Московское золото» о том, как Политбюро во главе с Горбачевым травит неформального народного лидера Ельцина. Риск оказался оправданным и в 1991 году его дела резко пошли в гору – сначала Швыдкого назначили главным редактором «Театра», а затем доверили возглавить редакционно-издательский комплекс «Культура». На этом посту интуиция вновь не подвела нашего героя – он взялся рассекречивать специальные хранилища, где со времен ВОВ были скрыты культурные ценности западной Европы, вывезенные в качестве трофеев нашей страной-победительницей. Издавая альманахи подобных, высокохудожественных произведений, Швыдкой уже не мог позволить своему издательству заниматься выпуском массовой литературы. В конце концов, в 1993 году «Культура» разорилась и была закрыта. Большинство сотрудников остались без работы, а Швыдкого пригласил Министр культуры Евгений Сидоров себе в заместители.
В 1997 году для Михаила Ефимовича начался телевизионный этап – ему поручили создать и возглавить телеканал «Культура». «Когда в 97-м году создавался телеканал «Культура», - делился с прессой воспоминаниями Швыдкой, - мы были совсем бедные, все, что у нас было – это материалы Телерадиофонда и голый энтузиазм коллег с других каналов, которые нам помогали. Так родилась программа «После новостей», в которой мы разговаривали с ныне действующими лицами отечественной культуры.
В 1998 году Михаил Швыдкой был назначен председателем всего ВГТРК, в его подчинении оказались сразу два канала «Культура» и РТР. Кстати, именно в период его правления этими государственными каналами по РТР была показана скандальная съемка с господином Скуратовым – кто не помнит: на видео был запечатлен человек, похожий на Генерального прокурора, который отдыхал в бане с девушками легкого поведения. Очередной рисковый поступок или эпатаж? Увы, вопреки стремлению Швыдкого вскрыть факт растраты государственных средств на частные развлечения, эта съемка вызвала у общества лишь непристойный интерес к распутному поступку.
В 2000 году Михаил Швыдкой был назначен Министром культуры. Сам он утверждает, что не стремился на эту должность, потому что много лет проработал замом и прекрасно знал, чем придется заниматься: бюджетом, формированием инвестиционных программ, созданием условий для деятелей культуры, чтобы культура была доступна людям. Но, как не парадоксально, не самой культурой. Единственное, что он оставил за собой право – преподавать в институте и оставаться теле ведущим «Государственные чиновники имеют право на педагогическую, научную и иную творческую работу. Никто же не скажет; что быть ведущим программ «Культурная революция», «Жизнь прекрасна» - это не творческая работа. Работа на ТВ делает жизнь разнообразней и веселей. Мне она доставляет удовольствие, это нравится каналам, не отвратительно для публики. Чего еще желать? Если бы я не занимался ТВ, то писал бы статьи в газету. Просто потому, что это дисциплинирует мозги». В прошлом году Михаил Ефимович Швыдкой сменил высокий пост Министра Культуры на почетную должность руководителя Федерального агентства культуры и кинематографии. Но, как и прежде остается телевизионным лицом.
За мной должок
Рассказывая о карьерной лестнице, мы забыли о девушке Марине из юности нашего героя, вернуться к которой обещали в самом начале истории. Как вы помните, трещина на стекле дорогих солнцезащитных очков пролегла и сквозь отношения влюбленных. Михаил Швыдкой женился на красивой, умной и серьезной девушке Олесе, дочери кинодраматурга Юзефа Принцева. Однако брак оказался недолгим. Марина тоже успела сходить замуж и развестись. И вот однажды, спустя 11 лет они встретились: Михаил пришел в ресторан ВТО на банкет по поводу защиты диссертации его другом и, пробегая мимо столика, увидел Марину, ничего остроумнее, чем сказать: «За мной должок – с меня очки», - он придумать не смог. Как бы там не было, но через неделю они поженились – старые чувства вспыхнули с новой силой. Марина Поляк-Швыдкая окончила Школу-студию МХАТ до 1991 года служила актрисой в театре на Малой Бронной. Потом целый год вместе с Игорем Костолевским играла в Норвежском театре в международном проекте, участвовала в антрепризных постановках. И оказалась на телевидении – работала корреспондентом во «Времечке» и редактором в программе «Театр + TV». Кстати сыновья Швыдкого, 32-летний Сергей и 24 летний Александр разными путями: старший после ГИТИСа, младший, окончив МГИМО, тоже оказались на телевидении, занимаются телерекламой. И это не удивительно, ибо, как говорит их отец: «Телевидение – это наркотик».
Еще в бытность Министром Культуры Михаил Швыдкой выпускает на «Культуре» ток-шоу «Культурная революция», в которой обсуждает самые разные темы. А потом и музыкально-разговорное шоу «Песни ХХ века», которая стала прообразом ныне идущей на канале СТС программы «Жизнь прекрасна». Сам Швыдкой называет жанр ток-шоу глуповатым, но и по-своему замечательным, так как его задача не умничать, а пробудить живую реакцию. Он считает, что: «Жизнь прекрасна» - передача для более простодушной аудитории, для тех людей, жизнь которых не слишком насыщена культурными событиями. Вообще-то она не только о песнях. Она формирует представление о нашей истории, она историко-просветительско-патриотическая. Когда девочки и мальчики поют старые песни, у них в голове начинает что-то шевелиться, они начинают задавать вопросы и думать: а про какую это страну мы поем, откуда мы родом, где мы живем? И из этой очень простенькой программы должно рождаться нечто достаточно важное».
Стоит добавить, что биография последнего проекта Швыдкого не менее богата, чем у его создателя: прежде, чем оказаться на СТС, получить название «Жизнь прекрасна» и вторую ведущую в лице вокалистки Лены Перовой, она выходила на другом канале, под другим названием и с другой соведущей.
И от бабушки ушла и от дедушки ушла
Лену Перову большинство зрителей помнит как одну из солисток группы «Лицей».
Уже с раннего детства она привыкла всего добиваться своим трудом. Лена была крайне занятым ребенком: занималась в секции фигурного катания, в детском театре, в художественной и музыкальной школе. Понятно, что для обычных детских шалостей, да и просто для игр во дворе времени не оставалось. Заветной мечтой девочки было просто сходить с одноклассниками в поход, побродить в лесу, посидеть у костра, поставить палатку. В какой-то степени мечта осуществилась позже, на острове «Последнего героя». А тогда огромная творческая загруженность прямехонько привела Лену в девичий музыкальный коллектив – в 1999 году в музыкальный театр, в котором занималась Перова, пришли Настя Макаревич и Изольда Исханишвили. Втроем девочки решили создать свою группу. Им помогли, и все получилось.
Когда появилась группа «Лицей» Лене Перовой было всего пятнадцать лет, ей казалось: «Вот оно СЧАСТЬЕ, и вот он УСПЕХ», будущее представлялось звездным и счастливым. Однако, разочарование наступило очень быстро – изначально задуманное вокальное трио превратилось в одну солистку и двух бэк-вокалиток. По утверждению Лены, проект был ориентирован на племянницу Андрея Макаревича Настю, а такой дискриминации Перова принять не могла. Вырвавшись из-под жесткой кабалы контракта, девушка пустилась в свободное плавание.
Однако плавание оказалось не совсем свободным. Следующей пристанью Лены стал коллектив под названием «А-Мега»: двое симпатичных юношей и она – бойкая девчушка с гитарой. Казалось бы: о чем еще мечтать. Но. Очень быстро Лена заметила, что ее творческий потенциал используется как-то уж очень однобоко – пока мальчики упражняются в вокале, она лишь дергает струны гитары, создавая им выгодный фон. Ей стало обидно, она узнала, что парни изначально собирались петь вдвоем, они даже втихомолку от нее записали альбом. Расстроившись, девушка опять отчалила в самостоятельный путь, на этот раз твердо зная, что больше в ее жизни не будет никаких продюсеров, диктующих ей свою волю и решающих за нее, что и как петь.
Семья развалилась на зоне
Здесь уместна фраза из популярного Захаровского фильма: «И бурные воды поглотили ее… в общем, все умерли». Бывшие продюсеры, по мнению Лены, старательно вязали ей на ноги камни, пресекая любые попытки всплытия. Особенно их печалило внезапное появление Перовой на телевидении, в проектах, продюсируемых ее братом, Сергеем Супоневым. Однако музыкальная карьера на некоторое время замерла. В образовавшемся вакууме Лена занялась своей личной жизнью, и вышла замуж за очень успешного и богатого человека. Который оказался еще и эгоистичным деспотом, мечтающим иметь рядом домработницу. Лена научилась жарить котлеты и гладить рубашки, но творческое начало все же взяло верх над «истинным» предназначением женщины-няньки-домохозяйки, и девушка снова вернулась на телевидение.
Карьерные повороты Перовой в сторону телевидения начались задолго до этого момента. Еще когда она работала в группе «Лицей», ее старший брат, продюсер детско-юношеского телевидения на ОРТ Сергей Супонев (он разбился зимой 2001 года, катаясь на снегоходе) предложил Лене поучаствовать в программе «Щас спою», потом был «Правильный выбор» на MTV и «Партийная зона» на ТВ-6, где Перова проработала недолго, так как на канале началась неразбериха. Именно эта программа окончательно испортила ее семейные отношения и развела с мужем, тот просто не ожидал, что творческие прихоти супруги окажутся столь серьезными и отбирающими так много времени. Новый маршрут свободного плавания Перовой оказался успешным, и она, помимо работы на ТВ сумела вернуться и к музыке: в прошлом году Лена вместе со своей новой группой «Перья» записала первый музыкальный альбом.
За Леной всегда тянулся шлейф девушки независимой и самостоятельной, а телевидение представило ее еще и как экстремальную – вспомним хотя бы поездку на дикий остров в составе проекта «Последний герой». Несмотря на то, что Лена в своих интервью и жаловалась на бесконечные лишения и крайние трудности, с ужасом вспоминая голод, кровожадных комаров, причуды экзотического климата и сложности тесного сосуществования с другими островитянами, однако на экране выглядела волевым бойцом с железным характером… что дало повод некоторым бульварным изданиям причислить ее к отряду «розовых леди». Масла в огонь добавила эротическая съемка для журнала «Playboy», которая по идее должна была, наоборот подчеркнуть нелепость этих домыслов.
На самом деле, девушка оказалась вовсе не экстремальной – бешеным гонкам на авто и опасным спускам на горных лыжах она предпочитает бадминтон, нарды и плавание, а на долгие уговоры своего приятеля прыгнуть с парашютом упрямо отвечает отказом. «Я боюсь! - Просто отвечает Лена, - раньше я бы это сделала не задумываясь. Но теперь нет… С тех пор, как погиб мой брат, я чувствую ответственность перед родителями, я понимаю, что не имею права рисковать».
И все-таки жизнь прекрасна
Поэтому, главным и самым безопасным из чреды своих талантов, как то: съемки в картине Филиппа Янковского «В движении», фото-охота на людей и памятные моменты жизни – Лена с детства не расстается с фотоаппаратом, сама умеет проявлять и печатать снимки; сочинение музыки и стихов, чем она может заниматься в любых условиях и в любое время – она считает телевидение.
В программу «Жизнь прекрасна» ее позвал сам Михаил Швыдкой. На съемках первого выпуска еще присутствовала прежняя ведущая программы Тутта Ларсен, помогала Лене влиться в проект. Стоит заметить, что со своим высокопоставленным партнером Перова довольно быстро нашла общий язык: «Вахтер в театре ведет себя гораздо пафоснее и высокомернее, чем Михаил Ефимович. Несмотря на государственную службу, он остается остроумным и легким в общении. На этот раз мне даже приятно оставаться на вторых ролях, я слушаю и впитываю все, что говорит этот умный и опытный человек. И даже если я чего-то не знаю, мне нисколько не стыдно это обнаруживать. Я считаю, что «Жизнь прекрасна» очень важный и полезный для меня опыт».
Самый невероятный дуэт ведущих государственного чиновника Михаила Швыдкого и экстрамодную рокершу Лену Перову объединяет не только эфир музыкальной программы, еще их объединяет общая родина Россия - страна с бурной историей, и каждая страница этой истории находит отражение в музыкальном творчестве отечественных композиторов и самых известных исполнителей – гостей программы «Жизнь прекрасна»