Сын знаменитого артиста, большой любитель собак и прочей живности, Александр Ширвиндт вполне убедительно создает впечатление очень даже порядочного человека. Кому придет в голову, что жизнь Александра напоминает криминальный роман?
- У вас какая-то невероятная тяга к животным, вы росли послушным ребенком, строили по весне скворечники, не привязывали кошкам на хвост консервные банки?…
- Банки к хвостам не привязывал, но на этом моя "послушность" заканчивалась. Хулиганом я был невероятным. Меня постоянно гнали из школ. В первый раз это случилось сразу после первого класса. Я учился в какой-то очень блатной школе, и держали меня там только потому, что директором этой школы был одноклассник моего отца. Как-то раз меня выставили из класса, и я тут же пошел к директору с разборками: "Я не понял. Я здесь по блату, а меня выгоняет какая-то тетка?". Первый раз, конечно, посмеялись, погладили меня по голове, вернули в класс, но пребывание в этой школе для меня не затянулось. Потом я учился в английской спецшколе, но это было что-то ужасное, беспробудно "совковое". Я закончил восьмой класс, а чтобы зачислили в девятый надо было писать заявление. Директриса поставила условие: либо я, либо мой друг, двоих в школе она оставлять отказалась категорически. Ну и я красивым жестом разорвал свое заявление.
- Здорово, когда папа - такой известный актер?
- Я этого довольно долго не осознавал. Наверное у каждого из нас есть свои дяди Пети, тети Вали, а то, что у меня эти тети-дяди были, как потом выяснилось, очень известные люди, я тогда еще не знал. Ну и что, что Андрей - это актер Миронов, или дядя Зяма Герд, я знал, что это артисты, но не видел в этом ничего исключительного. Мы ходили в гости, вместе ездили отдыхать. Где то в шестом классе я посмотрел фильм "Бриллиантовая рука" и меня осенило, что Андрей Миронов - это черти что! И я, пораженный, попросил у него автограф. Где-то лежит та фотография, на которой написано: "Миша, а ведь твой папа тоже неплохой артист. Андрей".
- Естественно, что с такими друзьями, другой профессии, кроме актерской вы и не мыслили?
- С грехом пополам закончив школу, я поступил в Щукинское училище…
- … Откуда вас тоже выгнали? А иначе бы нарушилась драматургия событий вашей жизни.
- Драматургии было сколько угодно. Со мной на курсе учился Сергей Урсуляк, режиссер, который снял фильм "Русский регтайм", так вот сценарий к фильму я писал своей жизнью. Произошло это 8 ноября, в 60-тую годовщину Советской власти. Вся страна ждала какого-нибудь теракта, милиция находилась в состоянии боевой готовности… И тут практически возле Лубянки три раздолбая срывают с административного здания государственный флаг и, гордо размахивая им, удаляются восвояси. Как вы понимаете, одним из раздолбаев был я. Дальше началась сплошная какофония с погоней, с автоматной стрельбой. Нас поймали. Нам грозило, как минимум лет семь за антисоветскую акцию и надругательство над государственным флагом. Об этом происшествии даже "Голос Америки" сообщал.
- Как же вам удалось "отмазаться"?
- Это отдельная история, сколько здоровья, нервов и всего прочего стоило это моим родителям. Для них это совсем не было шуткой. Спасибо тому следователю, который нами занимался и на свой страх и риск не возбудил уголовное дело. Когда он в очередной раз вызвал нас на допрос, он сказал: "Даю вам час, чтобы доехать до дома, взять 30 рублей, оплатить по мелкое хулиганство и привезти мне квитанцию". Он успел это сделать, пока не разразился скандал и, наверняка поплатился за это должностью.
- Представляем ваше состояние: из института выперли, папа в гневе…
- Состояние полной эйфории, я был счастлив, что меня не посадили! Два года я честно пытался восстановиться в институте, искал работу поближе к театру. Сначала я пришел в "Современник" монтировщиком сцены, зарабатывал сумасшедшие деньги, потому что вкалывали мы круглыми сутками без выходных. Закончилось все тем, что я совершил должностное преступление… Я собирался в гости и договорился с ребятами, что сам разберу декорации дневного спектакля, а они за меня поработают вечером. Как сейчас помню, заканчивается сказка "Принцесса и дровосек", я вылетаю на сцену. Ура, за полгода у меня первый вечер свободный! Я вижу пустой штанкет - это к чему крепится декорация - бегу на пятый этаж, отвязываю… Какой я молодец, я все знаю, я сейчас все сделаю и в гости!… И тут я немею от ужаса. Дело в том, что штанкете висела осветительная аппаратура, ее сняли, а противовес оставили. И вот теперь этот отвязанный мной штанкет с ускорением космического корабля летит вверх. Я хватаюсь за канат, меня подбрасывает вверх, я бьюсь головой об перекладину и падаю вниз, снова хватаюсь за канат… И так три раза. На соседнем штанкете висела декорация нового спектакля "Генрих !V", ужасно дорогая, сложная конструкция. Сумасшедшей красоты живописное полотно на шарнирах, которое складывалось то в трон, то в замок, то в шатер. Апофеозом происшествия стала катастрофа: мой штанкет летит враскачку и входит ребром в самую середину "Генриха". Грохот слышал, наверное, весь центр Москвы - это штанкет ударился в потолок и, оборвав трос, рухнул на пол, а потом еще долго-долго летели маленькие кусочки "Генриха".
- Понятное дело, что работа в "Современнике" для вас закончилась. "Колитесь", кто был вашей следующей жертвой?
- Я устроился монтировщиком в "Москонцерт", и вместо того, чтобы таскать полуторатонные контейнеры нянчил маленьких Преснякова и Маликова.
- Судя по тому, что оба мальчика выросли, нянчили вы их не долго?
- Меня, наконец-то восстановили в институте, который я без приключений закончил и в течении семи лет работал в театре, который теперь называется "Сатирикон".
- С вашей женой вы познакомились в этом театре?
- С Таней Морозовой мы встретились в "Сатириконе", она только-только пришла в театр после окончания школы-студии МХАТа. Танюша очень здорово танцевала. Поэтому не удивительно, что в один прекрасный момент к ней обратилась ее близкая подруга, которая в то время работала в балете у Бориса Моисеева и попросила какое-то время выступать с ней в дуэте. У них одна девочка уехала во Францию, ее надо было срочно подменить. Я с присущим мне мужским великодушием подумал: "Почему бы нет?". Эта "временная подмена" затянулась почти на два года. Потом у Бориса стало "крышу сносить", представляете, Моисеев без "крыши" - открытый мозг, покрытый пылью… И я жене сказал: "Хватит, пора уходить".
"Котенок" бывает кусачим.
- Как возникла идея "Дог шоу"?
- К тому времени я уже во всю занимался разными серьезными проектами, захотелось чего-нибудь развлекательного. Мы собрались и за час придумали программу. И как-то сразу повезло со спонсором, договорились об эфире на четвертом канале и… Внезапно, вместо четвертого телеканала возникла странная аббревиатура НТВ, которая спугнула спонсора, и наша удача рассыпалась на глазах. В эфир мы вышли только через два года! Помню первые съемки: студия, зрители, штук 20 или 30 собак, и все лают. Как их успокоить не представляю. Звучит команда "Мотор!", и все они стихают, сами.
- Что больше всего шокирует на съемочной площадке?
- Ой! Самое смешное и шокирующее это то, что связано с отправлением естественных потребностей собак. Меняем декорации периодически. Мою конуру прописали вдоль и поперек. Самая приятная минута в моей жизни была, когда огромный дог наложил большую кучу на провода и немножко на ноги нашему режиссеру.
- А бывают случаи, что собака на кого-нибудь накидывается?
- Бывает. Это недавно произошло. Отличился бультерьер, причем хозяйка перед съемками нахваливала своего питомца: "Да он ласковый, как котенок!". Так вот этот "котенок", проходил мимо ротвеллера, дружелюбно виляя хвостом. Оп, и это чудовище уже висит у бедолаги на губе, причем с совершенно блаженным выражением на морде, аж газа закрыл от удовольствия. Крик, Визг, набежали все наши кинологи, кричат: "Яйца ему крути!" - "Я не могу, это сука! Тяни-тяни". Минуты две бьются - ничего не могут сделать. Я не кинолог, но у меня в конуре стоит бутылка воды. Я спокойно иду, беру эту бутылку, открываю и лью в рот этому "котенку". И "котенок", захлебываясь отпускает губу жертвы.
- Опасная программа, так ведь и погибнуть на производстве можно.
- Ну, вот когда съедят наши собачки кого-нибудь, тогда и программа закроется, а пока… А пока у нас много планов, собираемся снимать сериал о собаках… Но это в будущем, так как сейчас все мои мысли звняты программой "Путешествие натуралиста"
- Это тоже ваше детище?
Скорее, детище нашей телекомпании "Живые новости". Вообще, наш принцип - делать именно живое телевидение, в отличие от бесконечной расчлененки и катастроф, которыми "Развлекают" публику.
- А где вы откопали такого невероятно-восторженного ведущего?
- Это мой однокурсник по Щукинскому училищу, у него совершенно невероятные энциклопедические знания, но то, о чем он так взахлеб рассказывает, раньше никогда не видел. Поэтому удивление и радость от встречи с природой передается зрителям. Вы, наверное, обратили внимание, что в программе совершенно нет западного заимствованного материала - все "картинки" новенькие, никем доселе не видимые. Дело в том, что наша съемочная группа на самом деле путешествует по разным странам, и зрители видят все своими собственными глазами.
- Михаил, а у вас, то есть собака?
- Ну а как же, у меня чудесный белый лабрадор, Чессер! Но его я не заставляю проходить "Удивительный кросс" в моей программе...