Есть редкий тип людей, которых принято называть модным словом «перфекционисты» – они стремятся к совершенству во всем и за что ни возьмутся все делают на «отлично», просто не могут по-другому.
Марина Могилевская как раз из таких «перфекционистов»: она давно доказала свой высочайший профессионализм как актриса театра и кино и убедительно продемонстрировала способность к литературному творчеству. Её любит и боготворит огромная армия поклонников, наиболее предприимчивые из которых даже создали в интернете ее постоянно обновляемый неофициальный сайт.
Несмотря на свой «звездный» статус эта необычайно обаятельная, красивая и талантливая женщина находится в состоянии постоянного самосовершенствования – много читает и многим интересуется.
Марина – очень тонкая и глубокая натура, и истинно верующий человек, остро чувствующий и переживающий любую фальшь и подлость. Ее волнуют нездоровые процессы, происходящие в нашем обществе.
– Марина, большое спасибо за то, что в своем насыщенном расписании нашли время для встречи. Для начала задам неоригинальный вопрос, над чем Вы сейчас работаете? Где снимаетесь и в каких спектаклях играете?
– В настоящий момент я не работаю в кино, не так давно закончила большие съемки и сейчас у меня театральный период. Одно время я очень много снималась в не всегда интересном мне материале. Это происходило в силу многих обстоятельств, в том числе и материальных, зачастую мне приходилось выбирать лучшее из того, что мне предлагали, но совсем не то, что хотелось играть. Сейчас у меня период, когда я могу себе позволить играть то, что мне интересно. От режиссеров кино интересных предложений мне пока не поступило. Я нахожусь в периоде ожиданий, потому что не снималась более полугода и ужасно соскучилась по этой части своей профессии. Зато в театре я востребована и играю что хочу. Сейчас исполняю главные роли в четырех антрепризных спектаклях. Один из них, спектакль «Слухи», достоин занесения в книгу рекордов – он идет уже 7 лет, что является уникальным случаем: как правило, антрепризы живут недолго. Но то ли потому, что в нашем спектакле собралась замечательная актерская компания, о которой можно только мечтать, то ли потому что это очень симпатичный материал, только я играю в нем много-много лет и получаю от этого удовольствие.
Второй спектакль называется «Вендетта – Бабетта» – это комедия из деревенской жизни, показывающая модель человеческих отношений на примере русской глубинки. Мне всегда было интересно сыграть колоритную деревенскую женщину, и я с радостью согласилась принять участие в этом спектакле. Визуально узнать меня в нем практически невозможно. Моя мама, посмотрев эту постановку, после окончания зашла за кулисы и сказала мне: «Я все поняла, а ты-то где?»
Третий спектакль «Леди и адмирал» в постановке Леонида Николаевича Кулагина стал для меня подарком судьбы. Это роскошная английская пьеса, рассказывающая об истории великой любви. С нашей стороны был определенный риск брать её к постановке, поскольку большинство нынешних антреприз опошлили и дискредитировали это слово. К сожалению, мы сами приучили зрителя к тому, что антреприза – это какая-нибудь посредственная, развлекательная и зачастую примитивная история с участием звезд. Поэтому, решившись поставить серьезную трагедию о чудесной и красивой любви, мы очень боялись, что зрители не готовы к такому материалу и не будут воспринимать его. Я необычайно рада, что наши опасения оказались напрасными. Мы показывали этот спектакль во многих городах по всей России, и я вижу, как зритель принимает его. Для меня огромная радость воочию убедиться, настолько глубокие и глубоко мыслящие у нас люди, что они правильно понимают и чувствуют серьезный материал.
Четвертый спектакль, который мы выпустили совсем недавно, называется «Моя большая зебра». Это пьеса из французской жизни, рассказывающая красивую историю о легкой, прекрасной любви, но имеющая свою философию.
– Один критик написал о вашей игре в спектакле «Леди и адмирал»: «Могилевская играет так, что рядом должна стоять машина скорой помощи». Вы работаете на износ на сцене, гастролируете с антрепризами по всей стране – такой образ жизни приносит Вам удовлетворение?
– Несмотря на все перечисленные трудности, я действительно счастлива и удовлетворена тем, что делаю. Увы, осталось большое количество ролей, которые я не сыграла и в силу возраста уже никогда не сыграю. Сегодня мне радостно оттого, что интересны далеко не все роли. Еще 15 лет назад у меня не возникало даже вопросов, какую внутреннюю философию несет мой сценический образ. Я рассуждала и подходила к роли с позиции: интересно мне это играть или не интересно. Сейчас я вижу, насколько велико влияние телевидения, прессы на умы и сознание людей, в отличие от кино и театра. Почувствовав на себе влияние того, что смотрю или читаю, я ощутила ответственность за то, что говорю и доношу до зрителя той или иной ролью. Я не стремлюсь играть только положительные роли, но мне важно, чтобы в общей концепции истории, в которой существует исполняемый мною персонаж, не было пропаганды зла. Раньше подобные проблемы не волновали меня, а последнее время я не могу оставаться равнодушной к тому, какой нравственный и моральный эффект произведет на зрителя фильм или спектакль с моим участием. Во многом такое изменение произошло под влиянием того, что я пришла к вере, к Богу.
– Многие актеры сетуют, что вера ограничивает их творчество, ставит внутренние запреты, вас это тоже коснулось?
– Да, коснулось, например, в пьесе «Леди и адмирал», есть фраза, в которой леди Гамильтон проклинает Церковь. Давая свое согласие на участие в этой постановке, я настояла, чтобы ее убрали. Хотя, как актриса, понимала, эта фраза нужна по смыслу, и говорить я буду не от своего лица, тем не менее, не смогла произнести ее.
Но совершенно неправильно думать, что вера в Бога сковывает и ограничивает творчество, она дает необычайно широкие возможности. Ведь Бог есть любовь. Я считаю, что самое великое из всего имеющегося на земле – это любовь. Это то чувство, которое заставляет жить, стимулирует идти вперед, что-то совершать, нести добро, доставлять радость. Это то, ради чего стоит жить.
Если проанализировать все, что мы сегодня смотрим и читаем, то очень мало историй о настоящих чувствах. Все такое мелкотравчатое, замешанное на страстишках и стремлении любым путем нажиться. Большинство СМИ с утра до вечера воспевают культ силы, денег и разврата, а человек – существо восприимчивое, и если постоянно видит, что происходит именно так, то в какой-то момент начинает думать, что по-другому и не бывает. А это страшно. Я благодарна судьбе, что она подарила мне возможность не только самой испытать чувство любви, но и рассказать о нем со сцены.
– Вы правы – современный человек круглосуточно испытывает на себе влияние СМИ, потчующих нас низкосортными передачами, основанными на подглядывании и обсуждении чужой жизни. Как популярный человек, Вы на себе постоянно испытываете «недремлющее око», есть ли у Вас рецепт, как уберечь свою психику и нервную систему от бесцеремонного вторжения СМИ в личную жизнь?
– Увы, сейчас в нашей стране такое время, когда каждый неумный и непорядочный человек может написать какую угодно гадость и ее опубликуют, никакая информация не проверяется на достоверность. На Западе созданы действенные механизмы защиты чести и достоинства граждан, хотя бы тот же суд. В России нет никаких средств воздействия на подобные СМИ, хотя формально у нас есть суды, но выиграть в них, а главное – серьезно наказать клеветников, практически невозможно. Мы все хорошо понимаем, что если газета позволяет себе напечатать какую-то гадость об известном человеке, значит у нее в смету заложена определенная сумма, чтобы в случае судебного разбирательства нанять высокопрофессиональных юристов, с помощью которых выиграть этот суд или свести к минимуму размер компенсации. Пока в нашей стране нет законов, сурово карающих за клевету и бессовестное вторжение в личную жизнь, мы можем возмущаться, кричать, но никаких действенных результатов не будет. Я стараюсь не отслеживать ту гадость, которую обо мне пишут.
– Но ведь немало людей, для которых собирательство подобных сплетен составляет смысл жизни!
– Мне жалко таких людей. Но раз подобные публикации и телепередачи выходят в свет, значит, они пользуются спросом. Поэтому я считаю, что борьбу с подобным явлением необходимо начать с семьи. Только семья может воспитать и направить человека по тому или иному пути. Ведь в окружающем нас мире есть масса интересных вещей. В сетке вещания почти всех центральных каналов присутствует немало умных и развивающих интеллект передач. При просмотре передачи «Умники и умницы» я радуюсь тому, какие у нас есть замечательные, начитанные и эрудированные дети. Значит, остается одно – правильно воспитывать, чтобы у человека выработался иммунитет ко всякого рода «желтизне», а в душе было стремление посмотреть умную расширяющую кругозор передачу, прочитать серьезную книгу. Каждый спасается, как может.
– Сейчас ведется немало дискуссий о том, как правильно воспитывать детей. Благодаря своей маме Вы получили хорошее воспитание и образование, выросли честным и порядочным человеком, насколько, на ваш взгляд, эти качества ныне ценятся и востребованы?
– Вы правы, благодаря своей маме я получила хорошее воспитание. Моя мама – потрясающе чистый и порядочный человек. Сейчас ей за 60 лет и для нее никогда не существовало и по-прежнему не существует плохих людей. Всех она считает хорошими и оправдывает любое зло. Любую негативную ситуацию она рассматривает с позиции того, что сама была не права, бесконечно верит людям, несмотря на то, что прожила не самую легкую жизнь. В таком отношении к окружающему миру мама воспитала и меня. Поэтому когда в 17 лет я уехала из-под маминого крыла из маленького города Дубны в большой город Киев, где все оказалось совершенно другим, мне пришлось столкнуться со множеством проблем.
Со своими моральными устоями я не знала и не понимала, как мне вписаться в окружающую жизнь. Мне пришлось получить немало весьма ощутимых «ударов по голове». В то время я не раз говорила маме: «Зачем ты меня так воспитала и что мне с этой порядочностью делать!?» Конечно, я была не права. Но мне было необычайно сложно адаптироваться к окружающему миру, я и сейчас болезненно переношу предательство, ложь, непорядочность, стяжательство.
Я не могу найти для себя ответа на вопрос, как правильно воспитывать детей? Ведь ныне человеку, воспитанному в соответствии с Божьими законами очень сложно находиться в окружающей нас агрессивной среде. Как найти ту грань, чтобы воспитать ребенка честным и порядочным человеком и при этом адаптировать его в окружающей жизни?! Пока для меня эта проблема не разрешима. Но как верующий человек я надеюсь с Божьей помощью найти ответ на этот вопрос!
– Каковы ваши литературные предпочтения?
– Я читаю много современной литературы, но мало нахожу в ней что-то интересное. В современной литературе, на мой взгляд, сложно соединить серьезные, глобальные вещи с современным языком. Потому что современный язык стал очень примитивен. Я предпочитаю читать то, что заставляет меня думать, помогает понять и осмыслить что-то о себе и об окружающем мире. Люблю читать философскую литературу. Как верующий человек, постоянно обращаюсь к Евангелию.
– Вы много лет занимаетесь литературным творчеством, по вашему сценарию был снят очень приятный и симпатичный фильм «Когда ее совсем не ждешь», расскажите, о чем сейчас пишете?
– Я не профессиональный писатель, хотя сегодня считается не профессионально не писать. Сейчас пишут все кому не лень, что меня очень огорчает. Я считаю, что хорошему, грамотному слову нужно учиться. Редким людям это дано свыше.
Повесть «Когда ее совсем не ждешь» я писала для себя, это был скорее эгоистический процесс, чтобы сформулировать свои мысли, сделать выводы. И я совершенно не рассчитывала, что когда-нибудь то, что я написала, преобразуется в кино. А потом я показала эту повесть Валере Тодоровскому, и он предложил: «Давай попробуем это доработать и сделать картину». Мне крупно повезло, хотя я даже не представляла, что написание сценария – очень трудный процесс. По сценарию был снят фильм, премьера которого прошла по одному из центральных каналов телевидения в прайм-тайм. Были высокие рейтинги, немало хороших отзывов, картину очень тепло принимал зритель, когда я ездила по стране с премьерными показами.
Должна признаться, что для меня первый просмотр этого фильма был несколько стрессовым процессом, я ощутила, как трудно быть сценаристом, ведь когда видишь готовый продукт, понимаешь, что писала несколько не об этом и несколько по-другому себе все представляла, и твои тексты произносятся не так, как тебе это хотелось. Это был мой первый и на сегодняшний день единственный опыт литературного творчества, доведенного до логического конца.
У меня есть немало идей, небольших набросков, коротких рассказов, но что-то большое и серьезное я не пишу. Дело в том, что несколько лет назад я написала повесть, даже показала ее в одном популярном издательстве, где мне сказали, что это не их специализация. Больше я никуда не пошла, а теперь и рукопись куда-то пропала. Поэтому я возьмусь за перо только в том случае, если буду знать, что мое произведение кому-то будет нужно – его захотят напечатать или снять по нему фильм. Не сомневаюсь, что справлюсь с этой работой: если у меня возникает сильное желание или стимул к какой-то деятельности, я упорно занимаюсь ею и довожу до победного результата.
– У Вас есть опыт создания сценариев, а попробовать себя на режиссерском поприще не пробовали?
– Нет, не пробовала, но сегодня я полностью созрела, чтобы сделать собственный театральный проект. У меня есть очень интересная, как мне кажется, идея постановки спектакля. Хорош он тем, что это история, с одной стороны, простая и понятная с лихо закрученным сюжетом, а с другой стороны, глубокая философская и призывающая к добру. Кроме того, я уверена, что этот проект может быть коммерческим. На примере спектакля «Леди и адмирал» я убедилась, что наш зритель устал от глупой развлекаловки и готов к восприятию серьезной драматургии. Но пока его потчуют легкими бездумными комедиями. Надеюсь, что с Божьей помощью я найду единомышленников и смогу воплотить в жизнь свои идеи.