"Успех не был гарантирован, но риск оправдал себя"- интервью с режиссером Лораном Канте. (03.06.2008)
Выбравшись из толпы тинейджеров и учителей, снимавшихся в картине «Между стен» (фильм демонстрировался в официальной конкурсной программе 61-го Каннского кинофестиваля), французский режиссер Лоран Канте дал международным обозревателям интервью и рассказал об интуиции и оригинальном методе, которые привели его к исследованию темы школы средствами кино, которое сочетает в себе художественные и документальные приемы.
Чем Вас привлекли книга Франсуа Бегодо и тема школы?
Лоран Канте: Школа – это место, куда трудно попасть, если ты не являешься учеником или учителем. У меня были собственные воспоминания о школе и искаженные представления, сложившиеся по рассказам моих детей. Я хотел пойти и самостоятельно посмотреть на этот маленький мир, где формируется общество, в котором мы живем. Книга дала мне сырье, которого мне не хватало. Кроме того, я хотел остаться в рамках ограниченного пространства, чтобы этот малый мир работал в качестве резонатора для той жизни, которая происходит за школьными стенами. Наконец, фигура учителя была сплавом нескольких характеров, которые я хотел исследовать на экране. И Франсуа Бегодо, как мне показалось, лучше всего подходил для учительской роли.
Как вы достигли этого сплава художественного и документального видения?
Длительной работой. За год до съемок мы проводили мастер-класс в школе второй ступени – его посещали школьники-волонтеры от 13 до 16 лет, и в течение трех часов еженедельно они импровизировали ситуации, которые я им предлагал, наслаждаясь процессом. Это позволило нам лучше узнать друг друга и частично провести кастинг, но, прежде всего, это был долгосрочный проект. Вплоть до начала съемки мы еще не распределили между школьниками ролей.
Я использовал тот же метод с учителями. Я хотел показать, что помимо преподавания, они также отражают то, что происходит в их школе. Мы постоянно пересматривали сцены импровизаций, записанные на компьютер, после чего делали выбор и принимали другие решения. Фильм – результат годичной работы. Я стремился к тому, чтобы зрители постоянно задавались вопросом, смотрят ли они художественный фильм или все же документальный.
В каком объеме импровизация использовалась во время съемок?
Я сейчас даже не помню. Что удивительно, если вернуться к сценарию, то ты находишь в нем заснятые сцены – но и в них присутствует вся жизнь и энергия, которую вложили в них учителя и ученики. Когда мы начинали сцену, Франсуа знал, как он должен себя вести и несколько персонажей знали свои ключевые реплики. Франсуа начинал свой урок, и три камеры снимали происходящее. Иногда я прерывал съемки и просил их вернуться немного назад, делал несколько замечаний. И хотя мне казалось, что мои замечания потонули в шуме съемочной площадки, после второго прогона все было именно так, как я того хотел.
Вы делаете фильмы, которые отражают мир, но не дают простых ответов.
Мне интересно продемонстрировать, что каждый из нас, как личность, пытается разрешить проблемы, с которыми он сталкивается в этом мире. И в то же время мы часто являемся звеньями процесса, который не контролируем или не осознаём. Кроме того, этот подход близок лично мне – я слушаю и затем честно воспроизвожу. Мы также стремились избежать идеологии; мы хотели показать конкретную школу, а не "школу вообще"; не школу, которая являлась бы идеальной, а эту школу и в этот конкретный временной отрезок. И я счастлив, что фильм попал в конкурсную программу Канн. Иногда складывается впечатление, что фильмы здесь – что-то вроде гигантских машин, в то время как Между стен, скорее - часть личного опыта. Успех не был гарантирован, но риск оправдал себя.
Фабьен Лемерсье, cineuropa.org
Комментарий Синематеки: Примечательно, что это интервью было сделано до оглашения конкурсных итогов, и Канте считает успехом своей ленты уже само ее попадание в основную программу фестиваля.
Фабьен Лемерсье |