Краткое содержание: Веселая приключенческая комедия о двух аферистах - простодушном парне и бывшем заключенном, - которые во времена денежной реформы 1961 года меняли бумажные деньги на медные монеты. Один подпольный миллионер планирует таким образом увеличить свой капитал.
Фильм-притча о нашем будущем. Можно сказать больше - сказка, былина, миф. Нечто подобное было в "Кин-дза-дза". Двое мужчин в ипостаси молодого и повидавшего виды отправляются в экзистенциальное путешествие. Выбиваются из привычной колеи в иное пространство и время. Собственно то же самое было и в "Параде планет". Такой фильм обязательно должен был появиться в перестройку - самый экзистенциальный опыт русского человека с быстрой сменой декораций. Пожалуй, сравним только с эпохой Петра I. Повидавший виды - интеллигент с неуравновешенной психикой, склонный к рефлексии от того, что все видит и понимает. Переживает разлад с действительностью - временм сытости и потери идеи. Лучше быть голодным, но идейно борящимся с самим Богом. Свою тоску по героике топит в вине, как это водится. Молодой - типичный русак, блондин, сильный, работящий раб, уравновешенный, не пьёт, не курит - человек-молот - идеальное создание эпохи коммунизма-социализма - биоробот. У него один изъян - не говорит, но слышит. Это первая неполадка в механизме Голема эпохи. Вторая неполадка на личном фронте - жена изменила. А возможно дядя подстроил, чтобы вызвать смятение чувств и желание уехать далеко - как раз по планам дяди, от которых Русак отказался. Управляемый Голем. Надежная конструкция. Расчет дяди на полную нестыковку таких личностей, а потому не будет коалиции против него. Итак колобок, наливное яблочко и кто там ещё покатились в сказку. Но дядя не учел, что повидавший виды вдруг откроет смысл своей жизни в учительстве. Учитель, воспитай ученика. Философ стал создавать свою школу. Повидавший виды решил довести Голема до совершенства Человека, вдохнуть в него дух, найти этот пятый элемент алхимии человека. Покусившись на такое в мыслях, он получил добро от судьбы - от Парки. Как там у Гейне: "Три старухи, одна с другой схожи,
У дороги сидят,
И прядут, и сурово глядят…
Все такие противные рожи!" Противные рожи не заставили себя ждать. Философ, будем звать его теперь так, начал представление - виртуозное и кутуазное надувателсьтво разных типов, у которых водятся денежки. Типажи и взаимодействие с ними философа дают Идеальному Голему душу. Усложнение типажей идет по нарастающей от придорожной чайной до гостиницы и наконец ас - псевдо-слепой на рынке. Великий слепой - это классика жанра. Голем немой, а этот слепой - начинается в голове у Голема сопряжение своего изъяна с его. Великое сопряжение, которое наступает у всех, кто подает милостыню и пробегает мимо. Великий слепой - Паниковский - великая трагическая фигура лицедейства, восходящая к великой жалости. Голем сопрягает себя с псевдослепым и вдруг обнаруживает глубины падения человека. В этом великом падении, могущим привести к цинизму и слому Голема его встречает рука Философа-Бога как на фреске Микеланджело "Сотворение Адама". Философ-Бог может уже отпустить руку Голема - человек сотворен, дальше уже дело техники. Он воспитал себе ученика актом сопереживания, солидарности, нахождения единой для них боготочки. Обед в доме псевдо-слепого и тайное ночное пересчитывание монет - это великая Тайная вечеря. Великий псевдо-слепой приобретал черты чудовищного левиафана, чужого гос-ва, избавлявшегося от калек войны, чтобы не портили фасад, поднимал глубины великого обмана. И когда Голем дошел до уровня такой великой абстракции от навязанной ему яви, он обрел себя и свою душу. И далее уже техника, последние штрихи и Голем обрел голос. Последние кадры - это уже акт великого отречения от гос-ва - свобода человека. А философ обрел свою анти-Ксантиппу. Женщину, тоже в своем роде абстрагировавшуюся от гос-ва - живет себе тихо на окраине и растит его сына. Голем-Минотавр, мычащий в великой тоске над философом на берегу Черного моря, стал Человеком. Бумага обменена на весомый металл на золотой дождь Зевса - алхимия новой Яви свершилась - обмен произошел. Человек вернулся к истокам Бытия - древнегреческой философии.
Боюсь представить с какими невыносимыми мучениями тов. Юстас ходит, например, в музеи и картинные галереи. С такой арифметической логикой это невозможно.
А самое главное несоответствие, что в 1961 году подобную штуку проделать было невозможно (а судя по счетчику в такси в первых кадрах на дворе 1961 год) - уже 1 января 1961 года было объявлено, что старые монеты 1, 2 и 3 копейки остаются в обращении, так что все это следовало делать в 1960 году...
Фильм безусловно замечательный!Но позвольте заметить еще один ляп в фильме!Когда Роланд ложится спать с Зоей и у него ничего не получается, он начинает причитать и произносит фразу "Карибский кризиз".Все дело в том, что действие фильма происходит в 1961-м году, а так называемый "Карибский кризиз" произейдет только через год в 1962-м!Тут что называется прокол сценариста!А сам фильм на 5+!
Чрезвычайно интересный и смешной фильм даже по прошествии 13 лет.К замечательному сценарию добавлена блестящяя игра актеров особенно Ильина и Захарченко.Очень жаль,что на сайте так мало информации о Паномареве: ну не может такой актер не сниматься после 1992 года.Господину Юстасу хочу сказать,что в Голливудских фильмах подобных казусов намного больше.
Фильм смотреть совершенно невозможно из-за полного отсутствия арифметической логики и правды жизни. Благодатная тема, прекрасные актеры, однако в Советском Союзе даже дети знали, что 1 копейка весила ровно 1 грамм, 2 копейки – 2, а 3 – 3 грамма. Поэтому для выполнения миссии героям потребовался бы большой грузовик, так как 60.000 рублей=6.000.000 копеек=6.000.000 грамм=6 тонн алюминиевой бронзы, из которой штамповались эти монеты. А «Хорьх», каким бы большим и длинным ни выглядел, больше 500 кг вместе с пассажирами не потянет. И это не говоря уже о том, что вместо подсчета копеек достаточно было взять с собой элементарные рыночные весы с чашечками и пару гирек. А 23.000 рублей, «уведенных» у бедного инвалида должны весить 2,3 тонны, а не мешок, погруженный, пусть и с трудом, в багажник машины.
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Менялы` - то вам сюда.