Награды и примечания: Фильм снят в 1971 году, однако вышел на экраны только в 1985г.
"Операция "С Новым годом" - так назывался фильм Алексея Германа, легший на полку вслед за "Асей Клячиной..." и "Долгими проводами". У этого фильма были самые ярые, откровенные и многочисленные противники. "Даю честное слово, что пока я жив, эта гадость на экраны не выйдет" Б.Павленок (пом. министра, 1972). "... по тенденции вещь ошибочная, чувствуется тяготение к изображению уродства, это рассмотрение биологического существа. И эта тенденция проскальзывает во многих фильмах, что приводит к бессюжетности, к поверхностному показу советского человека, к рассмотрению на экране биологических явлений... Остается ощущение, что люди - это мелкие винтики, попавшие в чудовищный механизм плена, все они равны и никто не повинен и нет никакой ответственности. И все воюют между собой, потому что они жертвы отступления' - И.Кокорева (гл. редактор ГСРК, 1972) - В.И.Фомин. "Полка", М., 1992.
Прокат в 1986 году - 9.0 млн. зрителей.
Краткое содержание: 1942 год. В одной из северо-западных областей России, оккупированной фашистами, действует партизанский отряд лейтенанта Ивана Локоткова, в прошлом - сельского милиционера. Положение критическое: в округе - одни сожженные деревни и каратели. Отряд кормить нечем. Командир принимает решение захватить фашистский эшелон с продовольствием на узловой станции, где охраняется каждый метр. Провести операцию берется раскаявшийся полицай Лазарев, которого немцы знают в лицо. Но можно ли ему довериться?...
Перечитал "Операцию "С Новым Годом" Юрия Германа. Удивительно, насколько сценарист и сын-режиссер смогли испортить эту прекрасную повесть. Сложная, многомерная, живая картина деятельности партизанской бригады, талантливо изображенная в повести, в фильме превратилась в плоский серый фон для примитивного стереотипа о тоталитарных и не только ужасах жизни. Многогранные, неоднозначные, живые человеческие образы Локоткова, Петушкова, Лазарева и других в фильме превратились в плоские картонные фигурки, единственное назначение которых - иллюстрация все той же одной нехитрой идеи - нет в советской жизни счастья. Юный, полный радости жизни оптимист и певун Лазарев из повести в фильме стал пожилым мрачным мизантропом, отягчененным бременем грехов СССР и прочего тоталитаризма. Молодого красавчика-карьериста бесстрашного вояку подполковника Петушкова авторы фильма разжаловали в облысевшего и больного майора, этакого Кащея Бессмертного, который должен представлять в фильме вселенское сталинское зло. Полковника - учителя Локоткова, которого репрессировали, а потом опять реабилитировали, авторы фильма вообще выбросили, для единоообразия, чтобы не портил общую вполне безрадостную картину и не отвлекал зрителей от настроения безнадежности и беспросветности. Впрочем - это авторский стиль во всех фильмах режиссера.
Сейчас кажется немного наивным...Вряд-ли немцы позволили колабрационистам охранять объекты (Павлов) на вышке, и уж тем-более отпускать в отпуск(!) перебежчика
Считаю самый сильный и правдивый фильм о войне за советский период.Лазарев не хочет умереть как собака, потому и хочет остаться хотя бы в памяти человеком.На самом деле фильм о том, что люди оставались людьми и на войне.
Очень завораживает эффект документальности съёмок, порой кажется, что смотришь документальный фильм (особенно в самом начале, когда простая женщина вспоминает о войне) и конечно веришь каждому кадру, чувствуешь, что именно так всё и было в той войне. Потрясающая правдивость, достоверность, и, кстати, замечательное единодушие мнений об этом фильме (впервые встречаю на этом сайте). Действительно, шедевр.
владимир заманский главный герой -с его пронзительным взглядом человека который все видел и ничего не боится фильм потрясающий как и мой друг иван лапшин
Потрясающий фильм! Сравните этот фильм и сказку "Дума о Ковпаке" Одна и та же тема но здесь шедевр, а "Дума" ПАРТИЙНЫЙ ЗАКАЗ
Автор: [29.09.2009, IP: 94.141.162.148]
Не все фильмы Алексея Германа мне нравят- ся. Но этот! Абсолютно гениальная вещь во всех частях. Меня особенно потрясла игра Р.Быкова,А.Солоницына,Н.Бурляева, В.Заман- ского и О.Борисова. Прекрасна операторская работа. Фильм очень правдив.
shedevar... odin iz samix lutshex filmov o voine...xotya ne s licom zamanskogo bit voditelyam taksi,, nujno bilo podobrat emu druguy profesiy.. tipa muzikant v orkeste oblosnogo xora sverdlovska. ili ingener. a tak film super.
Владимир Заманский гениально сыграл роль Лазарева,очень тонко отразив переживания человека, сделавшего ошибку. Немногие из вас, наверное, знают, что актёр Владимир Заманский стал монахом. Кто-нибудь слышал о нём, его судьбе и в каком монастыре он служит?
Сцена с баржей сильный художественный ход.Но проще мост саперам с собакой проверить, чем баржу с пленными гонять.Хотя сцена ранит душу.Что важнее, спасти жизни людей сейчас или не выполнить приказ и погубить других людей,но позже, когда этот целехонький эшелон выгрузит свои снаряды и патроны? Один из вечных военных вопросов без ответа.
Я смотрел этот фильм в прокате
в местном кинотеатре. Понравилась
роль Николая Бурляева. Но все же
молодого выбирать на роль предателя
не совсем хорошо. Также по моему мнению
костюмы героев не совсем адекватны.
Я имею ввиду форма немецкого солдата
у главного героя. Последняя сцена
фильма наиболее захватывающая. Несмотря
на то что стрелочник немец. Он все
равно пытается выполнить задачу до
самого конца. Отличный актерский состав.
А вы сами смотрели фильм, кроме этой сцены? Я не знаю что там говорит Герман - сам Солоницын в фильме говорит - уйду я от тебя, я артиллерист, мне из пушек стрелять надо...
Герой Солоницына оказавшийся в окружении артиллерист майор, занявший в отряде должность комиссара.
Автор: сергей жуков [27.07.2008, IP: 213.171.61.135]
Посмотрел. Понятно, почему фильм положили на полку. Это сейчас можно изобразить партизан плохо передвигающейся коллекцией нервных расстройств. Ещё и ГосПремию дадут. А в 1971 снять такое на госденьги уже было можно, а прославиться ещё нельзя.
Герой Солоницына прав по сути войны - что, от твоей жалости к этим пленным на барже, на фронте меньше смертей будет?
Ответ - нет, больше будет смертей и новых пленных, немцы получат новые припасы с прошедшим эшелоном.
Быков это понимает тоже, но он более человечен. Но по сути, его герой НЕ прав в контексте войны на уничтожение, которую начали НЕ мы. Если бы все были такими "добренькими", истребили бы нас, а не выиграли мы.
И герой Быкова перестаёт быть добреньким когда посылает на смерть Лазарева - открыто говорит ему, что он предал и ещё проверкой на дороге не доказал своё перерождение обратно в сорветского человека(хотя в душе знает что он переродился уже своей добровольной сдачей). Только Солоницыну глаза совсем застила ненависть, а Быков решил использовать Лазарева по "полной" - зная, что он и так бы наизнанку вывернулся, а теперь и вообще на таком ответственном задании.
Кстати герой Солоницына НЕ чекист как его тут кто то назвал - он кадровый военный артиллерист попавший из окружения в отряд Быкова и занявший комиссарскую должность.
Отличная сцена в конце фильма - Быков толкает буксующий грузовик уже в Берлине(или где то уже ТАМ) и понимаешь что он и другие такие как он люди, так же своими руками толкали войну к концу, к берлину.
Автор: [05.06.2008, IP: 213.171.61.135]
желает(дополнение к нижнему сообщению
Автор: [23.05.2008, IP: 78.107.57.195]
Этот фильм надо смотреть для того, чтобы понять, что это была за Война. Отличный сценарий, великолепная игра актёров,гениальный Герман!!!
А какой гениальный чекист получился у Солоницына. Страшный и гениальный. Как у достоевского. Правда в каждом слове и жесте. Когда с пол-оборота, от воспоминаний о футболе до войны и сразу к ненависти. И в глазаз - бесконечная ненависть. Вызженная до тла душа. И "мост" поэтому - вместе с баржой... Никого не жалея.
Насколько мне известно, главной причиной того, что фильм тогда не выпустили явилась сцена с баржей военнопленных. Дескать, не мог партизанский командир отдать такой чудовищный приказ. Мог, еще как мог. В те времена жестокость и бесчеловечность были нормой. О подобных случаях читал и слышал достаточно.
Вместе с фильмом Хуциева "Был месяц май" - лучший фильм о войне. Сцены на барже и с Заманским на вышке вошли во все мировые киноучебники.
Кстати, на барже звучит песня "На закате бродит парень" в исполнении хора Пятницкого (муз.Захарова-ст.Исаковского)
Я бы, простите, мост рванул бы вместе с поездом... А баржа, так хрен с ней, может кто и спасся бы, а так всех пленных в концлагерь - вот уж гуманность...
Если фильм пролежал на полке 15 лет, и у него было столько противников, это о чем-то, но говорит!Герман может кому-то нравится, кому-то нет, но картины его никого не оставляют равнодушными."Проверка" в их числе, а уж "Мой друг И.Л", тем паче.Просто по тем временам это был абсолютно другой взгляд на войну, людей.Не может быть пустой картины при наличии В.Павлова,А.Солоницына,Р.Быкова.Ну не может!Сценарий писал Володарский и этим все сказано!После сравнения с огромным количеством военных сериалов, выброшенных по ТВ, сразу понимаешь где искусство и боль, а где одно "бабло".
Хорошый фильм. Первый раз смотрел еще в школе. Большое спасибо всем творцам картины. Такие фильмы нельзя смотреть с прерывами на рекламму. "Культура", будем ждать!!!
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Проверка на дорогах` - то вам сюда.